Сообщество Практики - Введение

Оригинал: Communities of practice a brief introduction

Что такое сообщество практики?

Сообщества практики создаются людьми, вовлеченными в процесс коллективного обучения в определённой области знаний: древнее племя учиться выживанию, коллектив артистов ищет новые формы самовыражения, группа инженеров пытается решить схожие проблемы, компания учеников стремиться «найти себя» в своей школе, сообщество хирургов совместно исследует новейшие технологии, собрание новых руководителей помогает разрешить возникающие проблемы. В двух словах:

Сообщества практики — это группы людей с общими интересами или людей, страстно относящихся к тому, чем они занимаются и желающими научиться делать это еще лучше посредством обмена опыта друг с другом.

Обратите внимание, что это определение учитывает, но не предполагает целенаправленность действия: обучение может стать причиной как намеренного создания сообщества, так и случайного взаимодействия членов сообщества. Не каждое сообщество можно назвать сообществом практики. Например, соседи представляют собой определенное сообщество, но обычно эта группа не является сообществом практики.

Сфера деятельности: Сообщество практики — это не просто клуб друзей или сеть, объединяющая людей. Отличительной особенностью такого сообщества является наличие определенной сферы интересов. И даже совсем необязательно, чтобы сообщество было оценено и признано какими-либо «внешними экспертами», т.е. компетентными людьми, находящимися вне этой группы. Молодёжная группировка может иметь массу способов выражения своих интересов: выживание на улице и пути самовыражения. Они ценят их коллективную компетенцию и учатся друг у друга, несмотря на мнения и оценки людей вне сообщества.

Сообщество: С целью взаимопомощи и обмена информацией, члены сообщества поддерживают активность и создают дискуссии в своей группе по интересам. Отношения в сообществе выстраиваются таким образом, чтобы люди могли учиться друг у друга. Веб-сайт сам по себе не является сообществом практики. Группа людей, занимающих одинаковые должности или имеющих одинаковые звания не будет является сообществом практики до тех пор, пока они не начнут взаимодействовать между собой и обмениваться информацией, таким образом, учась друг у друга чему-то новому. Например, отдел обработки претензий в крупной страховой компании или студенты Американского университета могут иметь много общего, но до тех пор, пока они не будут взаимодействовать и учиться вместе, они не будут представлять собой сообщество практикующих. Опять же, люди, входящие в сообщество практики, могут и не работать вместе на ежедневной основе. Например, художники-импрессионисты, участвуя в совместном проекте и создающие новый стиль рисования, могут работать каждый «сам по себе», при этом периодически встречаясь в кафе или студиях. Именно это взаимодействие между собой и делает группу художников тем самым сообществом практики, даже при том, что каждый из них, по сути, работает сам.

Практика: Группа любителей определенных жанров кино, например, не является сообществом практики, потому что в данном случае отсутствует элемент практики. У каждой группы практикующих, как правило, есть свой набор средств: впечатления, истории, ресурсы, пути решения периодически возникающих проблем – словом, путь обмена опытом. Это занимает определенное время и укрепляет взаимоотношения между членами сообщества. Из приятного разговора с попутчиком в самолете вы также можете извлечь много интересных наблюдений, но это нельзя назвать сообществом практикующих, поскольку в данном случае отсутствует элемент осознанности действий (т.е. возможно, вы и извлечете определенную пользу из диалога с попутчиком, но сделаете вы это неосознанно, изначально к этому не стремясь).Инженеры на автозаводе, отвечающие за проектирование и монтаж «дворников», объединяют усилия по сбору и оформлению испытанных и проверенных рекомендаций и уроков и, таким образом, они пополняют базу знаний. В противоположность этому, медицинские сестры, регулярно встречающиеся за обедом в больничном кафетерии могут не осознавать, что их разговоры являются одним из главных источников знаний и обмена профессиональным опытом. Общаясь друг с другом, они делятся историями и случаями, таким образом, создавая свой набор средств.

Путем комбинирования всех трех вышеперечисленных элементов вместе и формируется сообщество практики. Именно совместное развитие этих элементов позволяет сообществу развиваться.

  1. Как выглядит сообщество практики?

Сообщества развиваются за счёт ведения различных видов деятельности. Ниже приведено несколько типичных примеров:

  1. Решение проблемы: «Мы можем вместе подумать над этим дизайном и сгенерировать новые идеи? У меня ступор.»
  2. Информационные запросы: «Где можно найти код для соединения с сервером?»
  3. Заинтересованность в обмене опытом: «Бывал ли кто-нибудь в подобной ситуацией с клиентом?»
  4. Повторное использование активов: «У меня есть коммерческое предложение по локальной сети, который я написал в прошлом году для одного клиента. Я могу тебе его отправить, и ты сможешь его легко переделать для твоего нового клиента»
  5. Согласование действий: «А что если нам объединиться и купить растворитель вместе по оптовой скидке?»
  6. Развитие обсуждений: «Что вы думаете о новой системе автоматизированного проектирования? Она действительно может как-то помочь?»
  7. Документирование проектов: «Мы сталкивались с этой проблемой уже пять раз. Давайте я напишу об этом подробнее, чтобы все были в курсе.»
  8. Визиты: «Мы можем прийти и посмотреть вашу внеклассную программу? Нам необходимо создать такую в нашем городе.»
  9. Упорядочивание данных и выявление «пробелов»: «Кто-нибудь знает, что мы пропустили? С какими еще группами нам надо связаться?»

Сообщества практики могут называться по-разному в разных организациях, например, учебная сеть, тематические группы или технические клубы.

Несмотря на то, что все сообщества базируются на трех вышеперечисленных элементах (сфера деятельности, сообщество и практика), они могут развиваться в многочисленных направлениях и принимать разнообразные формы. Некоторые из них достаточно малы; некоторые-очень большие, часто состоящие из базовой группы и множества участников с близкими интересами. Некоторые - местного масштаба, а некоторые - покрывают весь земной шар. Некоторые - сосредоточены главным образом на личном общении между участниками, некоторые же – на онлайн-общении. Некоторые сообщества включают в себя участников, работающих только в одной организации, некоторые – из разных организаций. Некоторые сообщества формально зарегистрированы и получают финансовую поддержку, некоторые – абсолютно неформальны и почти незаметны.

Такие сообщества практики появились ровно тогда, когда люди впервые стали учиться вместе. Дома, на работе, в школе, в нашем хобби – так или иначе, все мы принадлежим к определённым сообществам практики (чаще всего, к нескольким, нежели только к одному). В некоторых из них мы играем ключевую роль, в некоторых – периферийную. И в течение всей нашей жизни мы проходим через множество таких сообществ.

В самом деле, сообщества практики очень широко распространены и постоянно окружают нас. Они могут быть настолько знакомыми и привычными для нас, что ускользают от внимания. И только когда сообществам даются конкретные названия и на них фокусируется внимание, они кажутся нам весьма полезными для лучшего познания мира. В частности, это позволяет нам посмотреть на какие-то прошлые формальные структуры с другой стороны, например, на организации, классы или нации, несущие с собой практическое и неформальное обучение.

Где берет начало эта концепция?

Обществоведы разработали различные варианты интерпретации самого понятия сообщества практики для определенных аналитических целей, однако происхождение и прямое назначение этого понятия до сих пор находятся в области теории познания. Антрополог Джэн Лэйв и я (Этьен Венгер-Трэйнер), изучая процесс стажировки как учебную модель, создали новый термин. Люди обычно представляют себе процесс стажировки (практики), прежде всего, как взаимодействие ученика с мастером, но более тщательное изучение этого явления выявило более сложный набор социальных взаимоотношений, возникающих между квалифицированным работником и практикантом.

Термин «сообщество практики» был введен для обозначения общества, представляющего собой (в глазах молодого ученика, практиканта) своего рода обучающую программу (учебный план). Как только это понятие было чётко сформулировано, мы начали находить такие сообщества везде, и даже там, где формально не существует связка мастер-ученик. И, конечно, обучение в сообществе практики ничем не ограничено для новичков. Сообщество практики — это живая динамичная система, где каждый сможет найти для себя что-то полезное.

Где применяется?

Концепция «сообщества практики» нашло несколько практических применений в бизнесе, организационном проектировании, управлении, образовании, сфере профессиональных объединений, научно-технических проектах и гражданской сфере.

Организации. В большей степени, понятие было признано людьми в бизнес-сфере, поскольку для них очень важно осознавать, что знания являются важным активом, требующим стратегического планирования и управления. Первоначальные усилия по управлению знаниями были сосредоточены на информационных системах с досадными результатами. Концепция сообщества практики предоставляет новый подход, фокусирующий внимание, прежде всего, на людях и на общественных структурах, позволяющих им учиться вместе и делиться опытом. На сегодняшний день, трудно найти крупную организацию без своего проекта сообщества практики. Такой возрастающий интерес к сообществам практики, как к двигателям стратегического развития мощностей организации, вызван рядом особенностей:

Сообщества практики дают возможность практикующим специалистам взять на себя коллективную ответственность за управление знаниями, в которых они нуждаются. При этом они понимают, что для достижения лучших результатов, необходимо выбрать отвечающую требованиям структуру.

Существует прямая взаимосвязь между обучением практикующих специалистов в соответствующем сообществе и результатами их работы, поскольку одни и те же люди принимают участие в сообществах практики, в профессиональных командах и структурных подразделениях.
Практикующие специалисты могут обращаться к неявным и динамическим аспектам создания и обмена знаниями, так же, как и к более выраженным чётко сформулированным проявлениям.
Сообщества не ограничены формальными структурами: они создают связи среди людей, несмотря на организационные и географические границы.

С этой точки зрения, знания об общественной жизни организации, связанные с сообществом практики, дают каждому участнику возможность понять потребности организации в определенных областях знаний. С другой стороны, эти же особенности, которые позволяют сообществам практики хорошо подходить для функций распределения знаний – независимость, ориентация на практические аспекты, неформальность, пересечение границ – всё это особенности, бросающие вызов традиционным иерархическим структурам организаций. В любом случае, время покажет, как эти особенности повлияют на организации.

Государственное управление. Подобно сфере бизнеса, правительственные организации сталкиваются с усложнением и развитием организационных структур. И они применяют концепцию сообщества практики для открытого обмена знаниями в большинстве случаев по тем же причинам (что и в бизнес-структурах), несмотря на формальную сторону бюрократического аппарата. Помимо внутренних контактов, существует множество таких типичных государственных проблем, как, например, образование, здоровье и безопасность, которые требуют скоординированной работы и обмена опытом между разными уровнями государственной структуры.

Образование. Школы и районные учреждения, существующие «сами по себе» также сталкиваются с проблемами пополнения знаний. Первые шаги применения концепции сообществ практики были сделаны в области педагогической подготовки преподавателей и отдельных руководителей, контактирующих с коллегами. Такой способ профессионального развития посредством коммуникации «равного с равным» (т.е. с равными по статусу, уровню знаний и опыту специалистами) вызывает неподдельный интерес у работников сферы образования. Но в образовательном секторе, процесс обучения не является только средством достижения желаемой цели как конечного продукта. Перспективы внедрения сообществ практики также зависят от конкретной сферы деятельности. Например, если в бизнесе, сфокусированном на концепции сообщества практики, появиться дополнительный слой, усложняющий организационную структуру, то сам по себе предмет бизнеса принципиально не измениться. В то же время, если внести изменения в теории обучения, то в школах произойдут более ощутимые перемены. И это займет значительно больше времени. Перспективы внедрения концепции сообществ могут повлиять на образовательные практики в трех направлениях:

  1. Внутренне: Как организовать образовательный опыт так, чтобы теоретическая подготовка проходила в сообществах, тесно связанных с предметом изучения?
  2. Внешне: Как связать между собой наработки студентов и актуальные практические решения с помощью участия в более разноплановых сообществах, находящихся вне стен школы?
  3. В ходе всего периода студенческой жизни: Как создать благоприятную среду для длительного обучения студентов посредством организации сообществ практики, ориентированных на продолжительный интерес к чему-либо, непредусмотренному к обязательному изучению в школьный период?

Исходя из данных перспектив, школа не является автономным замкнутым миром, где студенты приобретают знания и применяют их вне школы. Школа — это часть более крупной и широкой системы обучения. Класс не является непосредственным учебным мероприятием. Жизнь сама по себе является главным учебным мероприятием, той площадкой, где происходит наполнение знаниями и опытом. Школы, классные комнаты и уроки играют роль создания визуального восприятия, но они лишь служат основному процессу обучения.

Ассоциации. Растущее число объединений, профессиональных и других направленностей, ищут пути обучения посредством практики. Участники таких сообществ необходимо предложить высококачественные мероприятия по обучению. Типичные для сообществ практики учебные мероприятия «равных с равными» представляют собой полноценную альтернативу более традиционным курсам предложений и публикаций.

Социальный сектор. В гражданской сфере также наблюдается интерес в построении сообществ среди практики. Например, некоммерческое благотворительное учреждение осознает, что филантропическую деятельность необходимо сфокусировать на системе обучения, чтобы полностью реализовать финансируемый проект. Но практикующие ищут возможность коммуникация «равных с равными» и возможностей обучения посредством благотворительных организаций или без их помощи.

Международное развитие. Растет осознание того, что проблема межнационального развития заключается как в знаниях, так и в финансировании. Множество людей верит в то, что подход сообщества практики может предоставить новую систему в работе для развития, что еще раз подчеркивает важность построения знаний среди практикующих. В настоящее время, некоторые агентства по развитию предпринимательства видят свою роль скорее в качестве организаторов таких сообществ, нежели как непосредственных поставщиков знаний.

Сеть. Современные технологии, такие как интернет, расширяют возможности взаимодействия несмотря на географические ограничения, присущие традиционным сообществам, однако, возрастание потока информации не может устранить потребность в сообществе. Фактически, это расширяет возможности сообщества и способствует созданию новых видов сообществ, основанных на обмене опытом.

Понятие «сообщество практики» оказывает влияние на теорию и практику во многих сферах деятельности. Начиная с обычной концепции ученичества, это понятие было перенято сферой бизнеса с целью управления знаниями, и, затем, стремительно проникло в другие области. Сейчас данная концепция становиться базовой для перспектив обучения, обогащая усилия по созданию обучающих систем в различных сферах деятельности и на различных уровнях, от местных сообщества до отдельных организаций, сотрудничеств, городов, регионов и всего мира.

Дополнительная литература

Для применения подхода (базированного на принципе сообществ) к обучению в организациях:

  • Cultivating communities of practice: a guide to managing knowledge. By Etienne Wenger, Richard McDermott, and William Snyder, Harvard Business School Press, 2002.
  • Communities of practice: the organizational frontier. By Etienne Wenger and William Snyder. Harvard Business Review. January-February 2000, pp. 139-145.
  • Knowledge management is a donut: shaping your knowledge strategy with communities of practice. By Etienne Wenger. Ivey Business Journal, January 2004.

Для подробного ознакомления с теорией обучения:

  • Communities of practice: learning, meaning, and identity. By Etienne Wenger, Cambridge University Press, 1998.

 

2
visual73 1945 17
Фев 14 #1

Так вот как мы называемся ! :-)
Интересно. Мы уже дотянули до такого сообщества или только идем к нему?

Go to top