Согласно опросу, проведенному компанией Knoco Ltd. в 2014 году, нефтяные компании занимают второе место по продолжительности применения Управления знаниями (Knowledge Management) - средняя нефтяная компания пользуется управлением знаниями 8,7 лет, тогда как на первом месте находятся юридические фирмы со средним опытом 9,5 лет.
Управление знаниями в той или иной форме в значительной степени распространено в нефтегазовом секторе и хорошо туда “вписывается”. Почему же эта концепция так подходит данной отрасли? Мы ответим на этот вопрос, рассмотрев 3 фактора:
- Почему Управление знаниями играет важную роль в нефтегазовом бизнесе?
- Как в нефтяной компании осуществляется Управление знаниями?
- Каковы результаты применения Управления знаниями в нефтяных компании?
Что такого в нефтяном бизнесе, что делает Управление знаниями настолько ценным?
Во-первых, нефтяной бизнес — это международный бизнес и, где бы вы ни были, элементы этого бизнеса стремятся к максимальному сходству. Так, нефтяная платформа на северо-западном шельфе Австралии принципиально не отличается от нефтяной платформы в Северном море, а нефтезавод в Сингапуре не имеет существенных отличий от нефтезавода в Техасе.
Во-вторых, нефтяной бизнес — это высоко конкурентный бизнес, но среди выпускаемой продукции нет существенных отличий. Бензин, купленный у Texaco, не будет значительно отличаться от бензина, выпускаемого компанией Esso - компании не конкурируют между собой на основе качества продукта. В действительности, они даже не конкурируют в области технологий. Буровые вышки предоставляются в аренду подрядчиками, нефтеперерабатывающие заводы во всём мира практически ничем не отличаются, и автозаправочные станции похожи друг на друга.
Вместо этого, настоящая конкуренция между нефтегазовыми компаниями происходит в плоскости применении технологий и использовании знаний.
Также, существуют и внешние факторы. В сравнении со славными днями начала 80-ых, цены на нефть за последние 15 лет были достаточно низкими, включая и текущий скачок. Нефтяные компании являются заложниками цены на нефть, поскольку они не могут ее контролировать, а низкие цены оказывают непрестанное давление на стоимость и эффективность. И чтобы выжить, компаниям необходимо адаптироваться. Волны разукрупнения предприятий, развития горизонтальной организационной структуры и недавний всплеск поглощений - все это делает Управление знаниями не чем-то просто желательным, а необходимым для выживания.
Компании испытывают и будут испытывать давление, даже если цены на нефть повысятся - будет меняться лишь его природа. Вероятно, в будущем этот источник сместиться в сторону экологии - меньшее загрязнение окружающей среды и большее внимание к возобновляемым источникам энергии. В связи с тем, что люди все больше опасаются экологических проблем, таких, например, как глобальное потепление, нефтяным компаниям приходиться пристально рассматривать многие аспекты своей деятельности. К примеру, через 10 лет нефтяные компании могут приобрести такую же нежелательную репутацию, как и табачная промышленность сегодня. Мир меняется, и нефтяным компаниям необходимо быстро учиться, чтобы быть готовыми к грядущим переменам.
Инвестиции в нефтяном секторе огромны - бурение одной лишь разведывательной скважины может обойтись в сотни миллионов долларов, а строительство нефтяной платформы или прокладка трубопровода могут стоить миллиарды. Для разведки и разработки нефтяных месторождений требуются серьезные вложения, которые не начнут окупаться до первой добычи. Влияние знаний - их недостатка, либо доступ к ним - очевидно, и может выражаться в серьезной количественной оценке.
Таким образом, знания - это ключевой ресурс в нефтегазовой отрасли, и все компании осознают это.
Как в нефтяной компании осуществляется Управление знаниями?
Опрос Knoco показал, что нефтегазовые компании развивают 4 направления к концепции управления знаниями:
- Сообщества практики (Communities of Practice),
- Анализ опыта (Lesson Learning),
- Лучшие методы практики (Best Practices), и
- информационные системы с доступом к материалам и данным.
Сообщества практики предназначены для обмена знаниями между практикующими специалистами. Они очень популярны и эффективны в таких наукоёмких областях, как бурение, геология и геофизика. Успешность применения сообществ практики хорошо задокументирована на примере многих компаний: ConocoPhillips, Shell, Schlumberger, Halliburton и другие
Также, нефтяные компании с успехом анализируют собственный опыт (Lesson Learning), и этот процесс является неотъемлемой частью в управлении любого значимого проекта. Опыт и извлеченные уроки документируются и распространяются среди сотрудников и, затем, включаются в производственный процесс. Информационные системы служат эффективным координатором такой деятельности.
Системы по обмену передовыми практическими методами (Best Practices) присутствуют практически во всех нефтяных компаниях. Данное направление в области Управления знаниями особенно широко признано в компании Chevron. Кен Дэрр, генеральный директор компании Chevron, сказал: “Каждый раз, когда мы не пользуемся лучшими практиками и идеями - это потеря. Мы должны делиться [знаниями] больше и быстрее.” Shell Oil приобрела у компании Ford Motor Систему Копирования Передовых Практических Методов (BPRE) и сейчас адаптирует эту систему под разработку новых нефтегазовых месторождений.
Интранет-портал может быть очень полезным инструментом в объединение людей через сообщества, где происходит обмен и накопление знаний. Schlumberger построила портал InTouch в интранете компании. Они используют эту систему как виртуальное рабочее пространство для членов команды, так и в качестве форума для обсуждений и документирования в их сообществе практики. Все нефтегазовые компании сталкиваются с огромными объемами дынных и информации, и эффективная каталогизация и поиск информации является четвертым компонентом системы Управления знаниями.
Каковы результаты применения Управления знаниями для нефтяной компании?
Основным преимуществом, которое дает нефтяным компаниям Управление знаниями, является “защита базы” (этот жаргонный термин обозначает поддержание и продвижение основного вида деятельности компании), а также увеличение эффективности процессов. Польза проявляется в виде снижения капитальных и текущих расходов, увеличения полезного времени работы оборудования и более эффективной реализации проектов. Знания накапливаются и делятся по таким темам, как увеличение эффективности разведки нефтегазовых месторождений, снижение непроизводительного времени обслуживания на нефтезаводах и увеличение скорости строительства газовых станций.
Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасности и экологии. Добыча углеводородов — это не только дорогостоящий процесс, но вместе с тем очень сложный и опасный. Серьёзные аварии редки, но очень показательны: взрыв нефтяной платформы на месторождении Макондо вызвал ряд политических и экологических проблем. Ни одна нефтяная компания не хочет иметь подобных аварий и Управление знаниями может максимально снизить их вероятность.
В итоге, усугубление ситуации с окружающей средой, проявляющееся в виде глобального потепления, приведет к всеобщей проблеме. Многие нефтегазовые компании осознают, что им придется переориентироваться на солнечную энергию, альтернативное топливо или сокращение выбросов диоксида углерода. Компаниям потребуются новые знания не только для “защиты базы”, но и для роста в будущем.
Управление знаниями является основным рычагом нефтяных компаний и жизненно необходимым компонентом для их выживания.
Был года два назад на конференции в Москве по управлению знаниями (КМ). Были с докладами представители копмпаний иностранные и российские (коноко, шел, шлюм, танки и томскнипи, лукойл, росатом, плюс пара фирм консалтинговых).
Если интересно могу куда нить скинуть доклады и\или расписать подробней.
Краткая практическая часть:
•Обеспечение перетока знаний внутри института на добровольных началах (самообучающаяся, саморазвивающаяся система, необходимо создание благоприятной среды).
•Накопление знаний и идей Компании
•Интеграция знаний в производственный процесс (новые знания должны сразу реализовываться в конкретике)
Процессы СУЗ
•Создать культуру передачи знаний (корпоративный дух)
•Создать инструменты СУЗ (сообщество экспертов, портал, кофекомнаты, конкурсы на лучшие идеи и т.д.)
•Оценить потребность в знаниях (выделить ключевые знания требующие внимания):
•Оценить каких специалистов не хватает (сколько есть лидеров)
•Определить стратегию развития персонала (наставничество, ИПР)
•Оценка результативности СУЗ (посещаемость портала, использование методик …)
•Оценить возможность коммерциализации идей
•Оценить риски потери знаний
•Вставить элементы управления знаниями в производственный процесс (в т.ч. разработка регламентов, методичек и тп)
Фиксирование результатов работы – извлеченные уроки и знания
После всего услышаного я сделал для себя следующие выводы:
- Легко превратить в бюрократию, в наших российских условиях
- Основа всего - это культура царящая в компании, т.е. насколько люди могут принять новое (как руководство, так и сотрудники), насколько развит корпоративный дух и тп
Timmus,
интересно, с удовольствием бы посмотрел презентации....
Извиняюсь за задержку, только из Эстонии
ссылка
Занятный каламбур :)))