0
Авг 11
Уважаемые коллеги! Кто сталкивался с такими исследованиями прошу помощи, хочется понять "что и для чего" знаю что закачивается кокой-то реагент в ППД далее вылавливаем его в добывающий через промежуток времени по данным исследованием вычисляем взаимосвязь скважин вот все мое предоставление о этом. Хочется более подробно узнать как вычисляется эта взаимосвязь какие методики и.т.п. какой реагент, как выбираются скважины, каким образом закачивают, в каких количествах т.е. полную инфу об этих исследованиях . Заранее спасибо!
Опубликовано
25 Авг 2011
Активность
7
ответов
4456
просмотров
5
участников
0
Рейтинг
Закачиваемые маркеры бывают очень разные, от радиоактивных изотопов до секретных составов, главное их предназначение - свободно перемещаться вместе с флюидом и не реагировать с ним, "маркируя" флюид своим присутствием. Собственно сам процесс такой: на добывающих скважинах с оговоренными промежутками времени отбираются пробы, затем эти пробы анализируются на присутствие маркерного вещества. Тут есть два способа - либо просто "есть/нет", либо объемная доля маркера в добываевом флюиде, во втором случае можно построить красивый график - доля маркера от времени. Анализируют собственно "горбы" на этом графике, несколько горбов - это значит есть пропластки которые по-разному работают, ну и т.п. В первом случае там и анализировать-то особо нечего, просто получаем время когда флюид дотекает от скважины к скважине. Разные подрядчики предлагают разные маркеры, точность и соответственно цену. Скважины подбираются в первую очередь исходя из задачи, для чего проводятся трасерные исследования, а не из самих трасерных исследований "чтоб красивее получилось". Кол-во закачиваемого маркера зависит как от свойств коллектора, так и от качества самого маркера. Вот, если кратко, для начала дискуссии, так сказать :)
Радиоактивные изотопы, насколько я знаю, сегодня заперщены. Поэтому используются маркеры "секретных составов", работа с которыми осложнена.
Конкретный не столь далекий случай на Самотлоре: для проверки надежности результатов трассерных исследований были наняты два разных подрядчика - для закачки и для анализа проб. Те кто отбирал и анализировал пробы с успехом обнаруживали маркеры, что то там строили, рисовали. Но потом им открыли правду - никакой закачки на самом деле не было.
С трудом могу себе такое представить. Кто выделит деньги на такое "исследование" не имеющее экономического эффекта?
Можно верить или нет. Сам я договоров не видел и не подписывал. Всё со слов директора департамента по разработке в НГДУ. Смысла ему врать не вижу.
Отбор и анализ проб стоит копейки. А экономический эффект есть - в дальнейшем не сливать деньги на это "пустое" исследование.
Про веру я не говорю. Давольно давно верю, что может произойти все, что угодно :) В том числе и обнаружение трассеров, при отсутствии их закачки :)
И в отказ от трассерных исследований верю. Но сомневаюсь :)
И в согласование выделения денег верю. Но не могу себе представить кто и как доказывал необходимость такого "исследования". Возможно, но мне интересно как и зачем. Неужели энтузиаст получит премию за отказ Самотлора от трассерных исследований? Или подрядчики его за это поблагодарят?
Не ставя под сомнение факт, вызывает интерес причины и последствия. Внутренний голос говорит мне, что ощутимых последствий не будет.
Неужели кто-то согласился собирать пробы, при этом не закачивая их сам? Обычно у организаций, выполняющих такие исследования, полный цикл - сами закачали (определенный, только им ведомый реагент), сами же собрали пробы. Непонятен алгоритм действий - наняли организацию и объявили ей: собирайте пробы какие-нибудь?
Таких организационных подробностей к сожалению не знаю. Возможно побуждением к таким действиям были ещё более ранние исследования, по результатам которых трассеры обнаруживали через два нагнетательных ряда от закачиваемых скважин (пласт вроде только другой был).
Также проблемой трассерных исследований является то, что маркеры накапливаются в пласте и при последующих исследованиях фиксируются именно они.