В последнее время в прессе много говорится о налоговом маневре в нефтяной отрасли РФ. Этот закон уже получил одобрение в Думе и Совете Федерации с всупит в силу в будущем году. Очевидно он каснется большинства организаций, работающих в нефтянке. Интересно узнать и обсудить на форуме этот важный для страны закон.
Для меня лично он не совсем понятен. В прессе говорится , что государство выиграет от этого маневра и будет собирать больше налогов. Роснефть (которая и лоббировала этот закон) на своем сайте также заявляет, что она получит только бенифиты от этого закона. Но такого не бывает, что все выигрывают, по крайней мере я не вижу как это может быть. Сможет ли кто то доступно объяснить в чем тут секрет?
Мое понимание закона в следующем. Налогавая нагрузка переносится с переработки и экспорта на разведку и добычу. Увеличивается НДПИ при одновременном сокращении пошлины на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов.
К чему это приведет на мой взгляд. Рентабельность добычи снизится. Месторождения с трудной экономикой перекачуют в нерентабельную категорию. Ввод в эксплуатацию мелких и сложнопостроенных месторождений сократится. Разведка также почувствует негативный эффект. Все это через некоторое время отразится на добыче. Конечно с задержкой на год-другой.
В это же время экспортировать нефть и нефтепродукты станет выгоднее. Сокращение добычи нефти в условиях увелечения экспорта может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Сейчас бензин в РФ стоит дешевле чем в других странах Европы (и даже чем у наших соседей по СНГ) в долларовом выражении. Это в конце концов приведет к резкому увеличению вывоза-экспорта бензина из РФ и нехватке бензина на внутреннем рынке. А дефицит как вы знаете приводит к росту цен.
На мой взгляд этот закон крайне противоречивый и может иметь очень плохие последствия для экономики страны. Возможно я не прав. Однако хотелось бы услышать мнение специалистов , работающих в нефтяном секторе РФ.
на мой взгляд все верно подмечено.
Плюс для государства и добывающих компаний (читай РН) в том, что налоговая нагрузка переносится с Компаний на внутреннего потребителя, увеличивая тем самым рентабельность экспорта сырой нефти, снижая рентабельность внутренней переработки.
вместо диверсификации производства будем больше продавать сырья...
Есть несколько не озвученных моментов. В настоящее время сложился равный баланс между экспортом сырой нефти и экспортом нефтепродуктов. Экспорт нефтепродуктов ограничивается не только ценой, но и возможностью переработки. В недавнем интервью Алиперова, были озвучены следующие результаты скорого масштабного завершения реконструкции НПЗ по всей РФ. Это 100 млн.тонн сырой нефти. Мне кажется, что реконструкция позволяет и наращивать объемы нефтепродуктов. Следовательно объемы экспорта переработки сдерживаются внешними пошлинами. Покупатель известен. Это не урегулированный рынок таможенного союза. В этом и прошлом году Казахстан сидел в дефиците бензина, вплоть до талонов. Переход от экспорта сырой нефти к экспорту бензина это хорошее дело.
Я поправлю вывод экспата о росте цены на бензин. При снижении экспортной пошлины растет экспорт и увеличивается дефицит внутреннего рынка, если не происходит наращивание мощности. Обычно конечная цена сложится из этих двух составляющих. Как видно на примере продуктов, резкое сокращение поставок без возможности наращивания равного производства привело к росту +25% цены на мясо за год. Тогда как производство выросло на +11%. Недостаток мощностей компенсируют граждане. Я верю товарищу Аликперову в этом вопросе.
А по НДПИ не понятно. Видимо в первые года, когда снижение пошлины не приведет к увеличению поставок, какой нибудь Минфин требует равной компенсации.
То есть имеется ввиду, что все это придумано для того, чтобы заставить нефтяные компании вкладывать деньги в наращивание мощностей переработки. А откуда возьмется наращивание мощностей, кто будет инвестировать? У нефтяных компаний сейчас резко сократились прибыли! Сторительство нефтеперерабатывающих заводов дело очень дорогое и долгоокупаемое. Где-то недавно я читал , что в США за последние 15 лет не было построено ни одного нового нефтеперерабатывающего завода. А чтобы экспортировать топливо в Европу, оно должно соответствовать определенным высоким стандартам, что довольно дорого и снижает окупаемость всего проекта.
Я проверил, по различным источникам в РФ перерабатывается в год от 262 до 277 млн.т.нефти . Это перекрывает запросы внутреннего рынка РФ. Т.е. все равно часть топлива экспортируется и будет экспортироваться. И потенциальный дефицит топлива может возникнуть не по причине нехватки мощностей переработки, а попричине черезмерно выгодного экспотрта нефтепродуктов. И здесь снижение пошлин только будет стимулировать вывоз товара!
Ну ладно из 500 миллионов тон добываемой в РФ нефти только половина может перерабатываться в РФ . Хорошо. 250 миллионов все равно сырая нефть пригодная только для экспорта. Ее же в бак не зальешь ни в РФ ни за рубежем. Т.е. если не можешь сам переработать, у тебя нет выхода - экспортируй!
На сайте же Роснефти приводятся цифры по сравнению снижения ставок предельного уровня экспортных пошлин на сырую нефть и дизельное топливо в результате Налогового маневра. Так они примерно одинаковы! В таких условиях зачем делать это самое дизельное топливо, когда можно с таким же успехом экспортировать сырую нефть? Нет, что то здесь не так.
Мне кажется снижение экспортных ставок на нефть и нефтепродукты могло быть связано со снижением экспорта их из РФ. РФ начинает терять свою долю на рынке и этот маневр может стимулировать российские НК более активно проводить маркетинг и продажу нефти и нефтепродуктов на международном рынке в условиях падающего спроса и падающих цен. Если сократится экспорт нефти, государство меньше соберет налогов , ожидаемых дивидентов с НК не получат и бюджет не получит ожидаемых денег.
Другое объяснение может быть связано с тем, что РФ пытается стимулировать экспорт переработанной нефти, поскольку это более прибыльно для компаний и страны. Как вы знаете западные нефтяные гиганты типа Эксона делают большинство денег на переработке и продаже нефтепродуктов. Но в этом случае правительство РФ должно было увеличить пошлины на экспорт сырой нефти и уменьшить пошлины на экспорт нефтепродуктов. Но реальность к сожалению другая.
Вероятнее всего по внутреннему рынку нефтепродуктов, по добыче и разведке и по карманам населения будет нанесен удар. В лучшем случае негативный эффект будет минимальным. Возможно кто то выбирал лучшее из двух зол... А может старались как лучше, а получилось как всегда.
Давайте уж всё таки дойдем сперва до какой-то объяснимой истины.
Лукойл в 2008 году вкладывал 800 млн. $$$ в капзатраты на НПЗ. В 2013 году эта цифра уже чуть больше 2 млрд. $$$. Переход на Евро-5 уже произошел.
Вот что говорит Вагит Аликперов.
"Благодаря модернизации заводов у нас будет уникальный резерв. В 2019 г. мы сможем обеспечивать рынок нефтепродуктами, поставляя на заводы на 35% меньше нефти, чем сейчас. То есть сможем высвободить до 100 млн т в год нефти из российской переработки. Если сейчас глубина переработки — 60-70%, то к 2019 г. по России она будет 92% (у «Лукойла» тоже планируется на уровне 92-93%). Модернизация даст возможность высвободить до 100 млн т нефти в год, которые мы сможем направить в любую точку."
" Следующее десятилетие будет для нас десятилетием апстрима. В 2019 г. мы завершим все проекты, связанные с реконструкцией нашей нефтепереработки и созданием розничной сети, которая позволит нам принять весь продукт и продать его конечному покупателю. Это произойдет как на территории России, так и за рубежом. В следующем году мы вводим гидрокрекинг в Бургасе и завершаем все проекты по модернизации наших заводов за пределами России. 2014 и 2015 годы станут для нас пиковыми с точки зрения инвестиционной составляющей. В следующем году будет вводиться крекинг в Нижнем Новгороде, коксовая установка в Перми и проч. Каждый год мы будем вводить 2-3-4 проекта в даунстриме и полностью завершим этот процесс в 2019 г."
Вы пишете "Мне кажется снижение экспортных ставок на нефть и нефтепродукты могло быть связано со снижением экспорта их из РФ. РФ начинает терять свою долю на рынке..". Уже не первый год в РФ снижается экспорт сырой нефти. По нефтепродуктам дам позже расклад. Вынужденное ли это снижение, либо связано с увеличением переработки нефти? Скорее всего и то и другое.
В этом году добыто нефти 392.2 млн.тонн (+1.2%)
Отправленно на переработку 219.5 млн. тонн (+5.1%) < 5% это цифра мне кажется внушительной 10 млн.тонн плюсом.
Экспорт 166.4 млн.тонн сырой нефти (-5.2%) < -5% внушительное снижение экспорта.
Падение внешней цены на нефть (уже факт) не сможет стимулировать экспорт. Идет планомерное, не в первый этот год, снижение экспорта сырой нефти и замена на более глубокую переработку нефти. Цифры приведены.
Ну и то, что наши закладывали падение нефти в структуру манёвра это невероятно. У нас таких умных как вы нет. Все уехали. По налогам, я более чем уверен, сейчас идёт новая большая торговля наверху. Всё будет пересчитано и пересмотрено.
Роман, мы не обсуждаем глубину переработки нефти, мы ведем разговор о налоговом маневре. Конечно это хорошо , что в стране растет количество и глубина переработки, я с этим не спорю.
Однако налоговые льготы на экспорт не касаются светлых фракций, они касаются сырой нефти и дизеля.
Экспортная пошлина на нефть по новому сценарию также будет сокращаться быстрее - в 2015 г до 42%, до 36% в 2016 г и до 30% в 2017 г.
Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 г 48 %, в 2016 г - 40%, в 2017 г - 30 %, на бензин - 78 %, 61 % и 30 % соответственно.
Для того, чтобы стимулировать развитие переработки, на мой взгляд следовало бы не стимулировать экспорт нефти, а стимулировать экспорт бензина. Так что я думаю идея стимулирования глубины переработки путем поднятия НДПИ и снижении пошлин на нефть не проходит.
Мне яснее не становится. Вот здесь эксперт говорит именно о глубине переработки. И для добычи наоборот плюс. http://m.forbes.ru/article.php?id=262551
И Аликперов говорит не про сырую нефть.
"Тут нет отдельных интересов "Роснефти", "ЛУКОЙЛа" или "Газпрома". Все сейчас находятся в активном инвестиционном цикле. Давайте завершим модернизацию НПЗ. После этого Россия будет экспортировать 70 млн т дизельного топлива - конечного продукта. Это станет приносить выручку, равную выручке от всего экспорта газа "Газпромом". Это актив, который сегодня формируется. Зачем его останавливать, если осталось три года активного инвестиционного цикла. Давайте потом делать маневр, который нужен государству"
Я вспомнил, что отмена экспортных пошлин увеличит цену на внутренем рынке до рыночной.
"Увеличивается НДПИ при одновременном сокращении пошлины на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов."
от этого при прочих равных очевидно вырастет цена на бензин так как соотношение между НДПИ и пошлины формирует внутренние цены со стороны предложения. При этом все (гос-во и компании) в шоколаде кроме потребителей. Если хочется увеличить переработку нефти то пошлина на нефть должна расти, а НДПИ падать что приведет к дешевой внутренней нефти для НПЗ.
Мы как то отторгаемся от нынешней ситуации. В настоящий момент при такой цене нефти ВИК (вертикально-интегрированным компаниям) не выгодно продавать сырую нефть на экспорт (если снизить акцизы в гос. казну будет капать больше, а это пенсии, врачи, учителя). Нефтепродукты ниже упали в цене, их продавать выгодней и в связи со снижением акцизов их цена будет конкурентной на внешнем рынке. Но ситуация с российским потребителем мне кажется очень плачевной если государство не начнёт жёстко регулировать цены на энергоносители. В остальном если ещё российским нефтяникам из за этого зарплату накинут на процент инфляции, то будет замечательно (но мечтать не вредно). ВИК для себя самих не очень заморачиваются с НДПИ тем более он рачитывется от доллоровой цены за бочку, и за эти три года НДПИ растёт не очень сильно, может это ограничитель для того что бы задумались, не добывай, а глубже перерабатывай, а может просто ход, для наполнения казны (скорее второе). Трудноизвлекаемые запасы или подождут или это будет оговариваться отдельно с каждым недропользователем в лицензии.
Отчет от Эрнст-Янг.
http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus/$FILE/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus.pdf
В ряде случаев НДПИ устанавливается нулевым.
Причем тут нынешняя ситуация? данный налоговый маневр был разработан при пиковой цене на нефть, соответственно он не учитывал такого критического падения. тем более с учетом привязки рубля к цене на нефть, и таким резким падением курса, доходы в казну не убавляются в любом случае (что так, что так), да и расходы у государства в рублях.
Но при данной системе налогообложения, стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке станет выше ровно на столько, на сколько вырастет НДПИ, при этом без изменения экспортной стоимости.
Получается за стимулирование экспорта нефти должен заплатить внутренний потребитель.
Помимо всего получается, что для крупных компаний-экспортеров себестоимость барреля сырой нефти не изменится, а мелкие частные добывающие компании, ориентированные на внутреннего потребителя, очень сильно пострадают от данного налогового маневра.
184-НК, объясняющую механизм освобождения:
3. При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
Тут такая поляна для творчества.....ещё бы нам забугорные покупатели платили рублями по курсу....
Да они этот налоговый манёвр уже в конце ноября пересматривали по деньгам, по поводу потребителя я так и написал.
Мелкие компании всегда страдают, при любом повышении налогов, но если соизмерить снижение ставки акциза и рост НДПИ, то всё таки им нефть на внутреннем рынке будет продавать выгодней, только вот незадача цена на нефть очень быстро снижается, но это так же влияет на расчёт НДПИ в лучшею сторону для мелких компаний....
Я в целом сторонник экспорта продуктов переработки нефти, а не сырой, а этот рынок у нас с Европой очень слабоват и с Китаем тоже.
Текущая ситуация по экспорту в этом году следующая. За январь-октябрь 2014 года.
Нефть сырая, 186 млн.тонн, на 134 млрд. $
Нефтепродукты, 137.5 млн.тонн на 99.5 млрд.$
Топлива жидкие, 72 млн.тонн на 42.1 млрд.$
Дизельное топливо, 40.2 млн.тонн на 35.4 млрд $
Сжиженный газ, 16.5 млн.м3 на 4.1 млрд. $
Бензин, 3.68 млн.тонн на 2.8 млрд. $
Так на вскидку получается если брать 80$ за бочку нефти и 0,76$ за литр бензина из цен Романа на экспорт, с началом года доллар 35 руб, баррель 2800 руб, на конец года цена за барель в рублях 3600 руб, бензин на начало года 26,6 руб, за литр на конец 45,6 руб, литр. Нефтянка в шоколаде....это всё конечно не так просто....
Конкуренция растёт.....
США впервые за 40 лет отправили сырую нефть на экспорт, пишет The Wall Street Journal. Поздно ночью 30 июля танкер BW Zambesi под флагом Сингапура вышел из порта Техас-Сити по направлению к Южной Корее. Стоимость 400 тыс. баррелей нефти на борту танкера оценивается в $40 млн.
Ранее сообщалось, что в июне 2014 года компании из США впервые за последние 40 лет получили право отправлять на экспорт за пределы Северной Америки не только нефтепродукты, но и сырую нефть. Министерство торговли США позволило экспортировать топливо работающим в Техасе Pioneer Natural Resources и Enterprise Product Partners.
Речь идет об экспорте так называемой сверхлегкой нефти или конденсата, образующегося в сланцевых месторождениях. Качество этого сырья настолько высоко, что уже после минимальной обработки его можно использовать в качестве топлива.
~~186 134 134/186 720.4
137.5 99.5 … 723.63
72 42.1 … 584.72
40.2 35.4 … 880.59
16.5 4.1 … 248.48
3.68 2.8 … 760.86
Дизель самый дорогой за тонну что ли? 880 $ , а бензин 760$ странные результаты
Что-то напутано в переводе. Запрет на экспорт нефти никто не отменял, скорее всего речь идет об NGL, может смешанный с конденсатом так как такой товар можно назвать переработанный продукт.