Спектральная декомпозиция (Kingdom)

Последнее сообщение
damirgambit 13 10
Дек 15

Доброго времени суток, хотел бы почитать информацию по спектральной декомпозиции при динамическом анализе сейсмики, работаю в кингдоме там этот инструмент есть, собственно хочется понять теорию данного метода, мануала по кингдому оказалось не достаточно для полного понимания. Может у кого есть материалы по данной теме, желательно на русском, но и на английском тоже сойдет. Заранее спасибо тем кто что нибудь нароет).

Faza 85 10
Дек 15 #1

Доктор Марфурт вам в помощь.

 

sirayr 83 9
Дек 15 #2

Сейсмическое отражение в слоистом разрезе - результат интерференции отражений от нескольких близкорасположенных границ, и в зависимости от мощности пластов определенные частотные компоненты будут подавлены (destructive interference). Для того, чтобы увидеть латеральные изменения мощностей, вместо амплитуды сейсмического отражения (что есть суммарная амплитуда частотного спектра записи) лучше использовать амплитуды индивидуальных частотных компонент. Спектральная декомпозиция - это как раз разложение сейсмической записи на индивидуальные частотные компоненты. Основные методы расчета - дискретное фурье преобразование и вейвлет преобразование. Спектральная декомпозиция широко применяется в качественном аттрибутным анализе, например для выделения палеорусел (разные части русла, в зависимости от мощности песчаника, выделяются лучше на разных частотных компонентах). Интерпретацию можно проводить просматривая индивидуальные частотные компоненты на сейсмическом горизонте, а так же делая RGB blending наиболее информативных из них. Почитать на английском (а самое главное посмотреть очень хорошие картинки) можно здесь - http://www.freeusp.org/RaceCarWebsite/TechTransfer/OnlineTraining/Spec_Tutorial/SpecDoc.html

sirayr 83 9
Дек 15 #3

Тонкие пласты - не единственный фактор влияющий на поглощение тех или иных частот. К примеру высокие частоты могут быть поглощены при наличии газа. То есть спектральную декомпозицию можно так же использовать для поиска углеводородов. В этом случае, можно сканировать куб данных по Z-slice, опять таки либо просматривая индивидуальные частоты, либо делая RGB blending трех компонентов. Наверняка есть и другие применения, я не большой специалист в этом.

sirayr 83 9
Дек 15 #4

Что касается софта, давно уже не видел Kingdom, судя по всему расчет атрибута там имеется, не знаю есть ли там color blending. Самой крутым софтом для спектральной декомпозиции, как для расчета, так и для визуализации, вроде считается ffA Geoteric (не пользовался). В OpendTect очень хорошая спектральная декомпозиция и визуализация с RGB blending - в бесплатной части. В Petrel 2015 наконец спектральная декомпозиция появилась в атрибутах (до этого был плагин) и есть RGB blending (который раньше вроде тоже отсутствовал).

damirgambit 13 10
Дек 15 #5

siayr спасибо большое за развернутый ответ, да в кингдоме к сожалению блендинга по цветам нет, а OpendTect как я понял частично бесплатная?

damirgambit 13 10
Дек 15 #6

А все разобрался, спасибо. Первое впечатление от продукта ВАУ!! конечно))) Я думал кингдом удобен в использовании но тут видимо все на порядок круче!!

sNeG 863 14
Дек 15 #7

Имеется в виду частота сейсмической трассы суммарного разреза или куба? Или декомпозиция делается на уровне сейсмограмм? Я так понимаю первое, и на результат очень сильно влияет качество обработки, особенно применение всяких эквалайзеров?

sirayr 83 9
Дек 15 #8

@damirgambit я тут недавно создавал тему про OpendTect, если есть вопросы пиши туда (или в личку как ты уже сделал =)). У каждого софта есть свои сильные и слабые стороны. Давно не пользовался Kingdom-ом, но по отзывам слышал, что он очень даже хорош для решения многих задач.

sirayr 83 9
Дек 15 #9

@sNeG встречал спектральную декомпозицию только по суммированным данным, не знаю применяется ли это в pre-stack (технически это реализовать возможно, но не знаю есть ли в этом смысл). В случае дискретного Фурье преобразования, расчет ведется в скользящем коротком окне в каждом сэмпле трассы.

Качество обработки влияет в принципе на все и всегда =) под эквалайзерами имеются в виду спектральная балансировка? Балансировка балансировке рознь. Насколько я понимаю, применение глобальных операторов в принципе повредить не должно, посколько все эти локальные изменения частотного спектра, связанного с тьюнингом, сохранятся. С другой стороны, если проводить балансировку в коротком окне, вытягивая каждую частотную компоненту до среднего уровня, то везде получится красивеньки белый спектр, лишенный какой-либо информации о тьюнинге, и это конечно абсолютно противопоказано для спектральной декомпозиции. В самом конце этой статьи есть пример глобального метода, который не только не вредит, но и делает рез-ты лучше (картинки правда почему-то я не смог посмотреть).

Faza 85 10
Дек 15 #10

В соседней ветке - статья приводилась - в статье - красивая картинка как раз про спектральную декомпозицию.

 

~~

Vladimir_K пишет:

Не плохо на мой взгляд методически проработанная статья:

http://www.slb.com/~/media/Files/resources/oilfield_review/russia12/sum12/03_seismic.pdf

 

Радует, что с каждым годом растет понимание того, что трещинные системы

(элементы ранней, промежуточной и поздней стадий разрушения массивов горных пород)

имеют ведущую роль в выработке запасов, тем большую чем ниже ФЕС.

Pavel Shashkin 1 9
Дек 15 #11

Faza пишет:

Доктор Марфурт вам в помощь.

 

Вот здесь у доктора Марфурта много интересного http://mcee.ou.edu/aaspi/

sirayr 83 9
Май 16 #13

Применение спектральной декомпозиции для предсказания мощности пласта в еще одной старой, но крутой статье от Partyka: Seismic Thickness Estimation: Three Approaches - Pros and Cons

О том, как сделать Zone-of-Interest Tuning Cube в OpendTect описал в прикрепленном к посту pdf файле. Zone-of-interest Tuning Cube можно использовать для предсказания мощности посредством пикировки доминантной частоты и доминантной амплитуды в этом кубе (Approach 2: Dominant Frequency and Dominant Amplitude Mapping из вышеупомянутой статьи).

Хотя по мне Approach 3: Thickness via Discrete Fourier Components гораздо более привлекательный =)

Рушан 764 18
Июл 17 #16

Поздравляем Айрат! Похвально

sirayr 83 9
Июл 17 #17

@Рушан, спасибо! Всю работу и статью тащил Дамир @damirgambit, и мы вместе все это дело координировали и обсуждали =)

sNeG 863 14
Июл 17 #18

Хорошая работа, ребята! Вопрос есть к авторам: ваш методы применяется уже на итоговой сумме, а как влияют на результат процедуры обработки, например спектральное отбеливание и другие процедуры, влияющие на ачс? 

damirgambit 13 10
Сен 17 #19

@Рушан, @ sNeG, спасибо! Да метод применялся уже на итоговой сумме. Как влияют процедуры обработки на результат было бы интересно посмотреть. Кстати не встречал на этут тему публикаций вообще.

Faza 85 10
Сен 17 #20

Когда смотрел на спектр анализируемых данных, всегда мечтал о более полном спектре. Где-то мне не хватало низких частот, где-то - более высоких. Почему на низких - детальность почему-то лучше была на срезах. 

Mikhail Gorlov 24 10
Окт 17 #21

Теория кингдомовской спектралки, если вкратце - Gabor filters, заточенные под тюнинг-анализ и создающие определенные атрибуты, которые потом окрашиваются мешаются для лучшей визуальной картины (не обязательно 3 и не обязательно RGB и частоты, атрибут тоже можно хоть sweetness взять, такие задачи тоже есть) - главное визуализацию(амплитуды и цветовую гамму) грамотно отфильтровать после смешивания кубов, в Petrel особенно актуально. В Kingdom не совсем RGB Blending, там иной подход - до 2 кубов можно смешать, создать набор слайсов по гридам/горизонтам (куб горизонтов), затем уже создаются руками копии соотв. цветов и блендятся в VuPAK по соотв. кнопке. Хоть и не столь удобно, зато там без геологии задач нет и это дальше девать и некуда) Оно конечно в идеале было бы здорово добавить функционал и графику GeoTeric к кингдомовской интерпретации и внятый формат вывода, чтобы в том же петреле делать фациальную модель. В петреле же RGB сразу делается и генерит тела, только вот при всем удобстве (там до 3 атрибутов мешается, но атрибуты в кингдоме субьективно получше сами) - тела жутко заполняют всю видеопамять, может пофиксили уже, до версии эдак 2014 было так - они тупо не дорисовывались на больших кубах. Может в DSD и парадаймовских софтах все почетче, не эксперт в них.

Если интересно, могу скинуть контакты разработчиков кингдома, они на вопросы ответят с удовольствием (из тех, кто там еще остался :))

Go to top