Разгазирование нефти в винтовом насосе

Последнее сообщение
OVN 2 16
Авг 08

Уважаемые нефтяники, кто-нибудь сталкивался с проблемой разгазирования нефти в винтовом насосе?
Как можно посчитать режимы его эксплуатации, чтобы предупредить это явление?
Столкнулся с проблемой, когда эластомер на входе (низкое давление) горит, а в напорной части разбухает.
Или я неправильно определил причину его разрушения?

Zorg 592 16
Авг 08 #1

OVN пишет:

Уважаемые нефтяники, кто-нибудь сталкивался с проблемой разгазирования нефти в винтовом насосе?
Как можно посчитать режимы его эксплуатации, чтобы предупредить это явление?
Столкнулся с проблемой, когда эластомер на входе (низкое давление) горит, а в напорной части разбухает.
Или я неправильно определил причину его разрушения?


Если Вы спрашиваете про насос, спускаемый в скважину...

Посчитать давление на приеме насоса Рпр можно через динамический уровень и затрубное давление. Если Рпр меньше Рнас, то на приеме будет свободный газ. Грозит это тем, что КПД насоса снизится, а трение между ротором и статором (эластомером) увеличится. В результате эластомер будет греться. При прокачке газожидкостной смеси через насос, давление в нем увеличивается, и на каком-то этапе газ частично (или полностью) переходит в растворенное состояние, оставшийся свободный газ сжимается, в результате трение уменьшается.
Разбухает эластомер, возможно, от несоответствия типа материала эластомера типу откачиваемой нефти.

Для предупреждения образования свободного газа на приеме насоса или снижения его количества можно:
1) увеличить давление на приеме насоса, сократив скорость вращения ротора (НО: потеряете в дебите нефти)
2) поставить гравитационный сепаратор перед приемом (НО: усложните компоновку, эффективность гравитационной сепарации невысока)
3) спустить насос глубже (НО: увеличите колиество штанг, труб -ШВН-, кабеля -ЭВН-; будете тратить больше электричества на подъем нефти, увеличите риск обрыва штанг, отказа установки)

Кроме этого, если свободного газа в насосе будет слишком много, насос просто перестанет качать нефть. В результате будет происходить интенсивный износ эластомера и устьевого сальника (если ШВН), у ЭВН не будет охлаждаться двигатель.

Слышал что нелюбимая многими програмка "Автотехнолог" позволяет проводить расчеты ШВН. Програмку продают в ун. Губкина.

Если Вы спрашиваете про поверхностный насос для перекачки ГЖС, то тогда надо использовать гравитационный сепаратор для отделения газа до приема насоса.

OVN 2 16
Авг 08 #2

Большое спасибо за столь профессиональный ответ. Действительно, в данном случае речь идет о поверхностном насосе, который качает нефть с газом. Это моя вина, что я не уточнил данный факт. Эластомер здесь, скорее всего не причем, поскольку недалеко от этого насоса работает его аналог с таким же эластомером на такой же нефти и показывает хорошую наработку - до 1,5 лет. А этот "неудачный" максимум - 4 месяца.
Я перерыл кучу доступной мне информации и склоняюсь к тому, что происходит разгазирование в насосной секции. Раннее я предполагал,
что это кавитация, но с трудом себе представляю как идет кавитация в газожидкостной смеси. Поднять давление на входе в насос- хороший вариант, но не проходит в силу ветхости трубопроводов, идущих от скважин к ГЗУ, на котором смонтирован насос.

Go to top