Кто нибудь слышал про применение Обратных клапанов на хвостовики УШГН. Если кто знает подскижите как работает и для чего применяют обратные клапана именно на хвостовике УШГН.
обратные клапана на хвостовике шгн, имхо, не особо нужны, так как сам плунжер шгн - это и есть обратный клапан, то есть он не дает жидкости вытекать из колонны нкт при движении плунжера вверх.... может вы подразумевали УЭЦН....
Сколько с качалками ни работал, обратные клапана на хвостовики ни разу не ставили. Но вот что думаю по этому поводу. Обратный клапан предотвращает переток жидкости из НКТ обратно в скважину. Предположим, что есть скважина с ШГН и хвостовиком, на хвостовике установлен обратный клапан. Скважина работает, уровень жидкости постепенно уходит ниже глубины подвески насоса из-за превышения откачки над притоком. В какой то момент уровень жидкости достигает башмака хвостовика, и в НКТ начинает поступать газ. Штанговый насос перестает качать нефть, происходит срыв подачи по газу, скважину останавливают. В момент остановки жидкость, которая находится под насосом ШГН в хвостовике, не перетекает обратно в скважину благодаря обратному клапану . Соответственно, забойное давление остается минимальным, что увеличивает приток жидкости из пласта. Если клапан в хвостовике отсутствует, жидкость из хвостовика после остановки насоса стекает в скважину, увеличивая Рзаб и уменьшая приток. Т.е. на низкопродуктивных периодических скважинах с ШГН подобная конструкция может принести некую пользу.
Но есть и минусы. 1. При ремонте, когда плунжер извлекают из цилиндра, возможна прямая промывка скважины. Если же в хвостовике установлен обратный клапан, в любом случае возможна только обратная промывка. 2. Дополнительный элемент конструкции вносит удорожание и снижает надежность всей системы. Клапан, например, может просто засориться.
При более-менее длинном хвостовике насос никогда не откачает уровень до приема хвостовика. И из-за увеличения утечек и из-за газа которые будет выделяться по длине хвостовика. Уровень может отжаться только за счет наопления газа в затрубе. Но обратный клапан тут не поможет. Получается - что какая-то логика в его установке будет только при периодичной эксплуатации. Например длина хвостовика 1000 м. Уровень откачан на 200 м ниже насоса. ТОгда при остановке скаважины не будет создаваться противодавление на пласт за счет выравнивания уровней/давлений в хвостовике и затрубе. Приблизительно 10 атм для этого примера.
Обратный клапан - так называемый КОС-НВ - используется на вставных насосах, а так же может использоваться на УШГН с хвостовиком (хотя смысла я не вижу, только если опрессовка). Корпус этого клапана состоит из двух узлов: обратный клапан (шарик с седлом) и сливной клапан (обычный сбивной ввёртыш). Применяется в составе вставных ШГН для опрессовки лифта НКТ перед спуском НВ, а при ремонте после подъёма НВ сливной клапан сбивают и жидкость уходит, хатя иногда, при подъёме насоса на штангах, сливной клапан пересыпает осыпавшимися отложениями с НКТ и штанг и сбить клапан не удаётся. Приходится кидать дырокол.
обратные клапана на хвостовике шгн, имхо, не особо нужны, так как сам плунжер шгн - это и есть обратный клапан, то есть он не дает жидкости вытекать из колонны нкт при движении плунжера вверх....
может вы подразумевали УЭЦН....
Сколько с качалками ни работал, обратные клапана на хвостовики ни разу не ставили.
Но вот что думаю по этому поводу.
Обратный клапан предотвращает переток жидкости из НКТ обратно в скважину. Предположим, что есть скважина с ШГН и хвостовиком, на хвостовике установлен обратный клапан. Скважина работает, уровень жидкости постепенно уходит ниже глубины подвески насоса из-за превышения откачки над притоком. В какой то момент уровень жидкости достигает башмака хвостовика, и в НКТ начинает поступать газ. Штанговый насос перестает качать нефть, происходит срыв подачи по газу, скважину останавливают. В момент остановки жидкость, которая находится под насосом ШГН в хвостовике, не перетекает обратно в скважину благодаря обратному клапану . Соответственно, забойное давление остается минимальным, что увеличивает приток жидкости из пласта. Если клапан в хвостовике отсутствует, жидкость из хвостовика после остановки насоса стекает в скважину, увеличивая Рзаб и уменьшая приток. Т.е. на низкопродуктивных периодических скважинах с ШГН подобная конструкция может принести некую пользу.
Но есть и минусы.
1. При ремонте, когда плунжер извлекают из цилиндра, возможна прямая промывка скважины. Если же в хвостовике установлен обратный клапан, в любом случае возможна только обратная промывка.
2. Дополнительный элемент конструкции вносит удорожание и снижает надежность всей системы. Клапан, например, может просто засориться.
При более-менее длинном хвостовике насос никогда не откачает уровень до приема хвостовика. И из-за увеличения утечек и из-за газа которые будет выделяться по длине хвостовика. Уровень может отжаться только за счет наопления газа в затрубе. Но обратный клапан тут не поможет. Получается - что какая-то логика в его установке будет только при периодичной эксплуатации. Например длина хвостовика 1000 м. Уровень откачан на 200 м ниже насоса. ТОгда при остановке скаважины не будет создаваться противодавление на пласт за счет выравнивания уровней/давлений в хвостовике и затрубе. Приблизительно 10 атм для этого примера.
Обратный клапан - так называемый КОС-НВ - используется на вставных насосах, а так же может использоваться на УШГН с хвостовиком (хотя смысла я не вижу, только если опрессовка). Корпус этого клапана состоит из двух узлов: обратный клапан (шарик с седлом) и сливной клапан (обычный сбивной ввёртыш). Применяется в составе вставных ШГН для опрессовки лифта НКТ перед спуском НВ, а при ремонте после подъёма НВ сливной клапан сбивают и жидкость уходит, хатя иногда, при подъёме насоса на штангах, сливной клапан пересыпает осыпавшимися отложениями с НКТ и штанг и сбить клапан не удаётся. Приходится кидать дырокол.