0
Июн 12
При каротаже на трубах и на кабеле, пласты всегда отбиваются на разных глубинах (в средне расхождение составляет ок. 5м.).
На практике это выглядит так: сначала до горизонтальной части вполняется ГИС на кабеле, затем непосредственно в горизонте с перекрытием 50-100м ГИС телесистемы Шлюмберже. Таки образом, глубина измеренная по мере бурильных труб и кабелем в среднем расходится на 5м. Причём и буровики и геофизики твёрдо уверяют, что у них трубы и кабель точно промерены. Как проверить, кто врёт?)
Выезжали сами на промер бурильных труб, но и это не помогло.
Опубликовано
29 Июн 2012
Активность
22
ответа
6787
просмотров
12
участников
0
Рейтинг
Обычно "за правду" принимают данные каротажников
А погрешность из-за вытяжки кабеля учитывали?
To iStels 1) На каких зенитных углах у вас начинается ГС и как туда геофизический кабель дошел?
2) Транспортную секцию вообще без ГК бурите?
Для контроля расхождения ГК по стволу отбивается башмак колоны, а у нее тоже мера есть. АКЦ ГК МЛМ пишите, по меткам можете трубы посчитать))) и ГК сравнить.
Все выше написано про расхождения ГК по стволу. Главное знать что кабель вытягиваятся, инструмент может складываться, а точность его замера (бурильной трубы) это точность замера рулетки бурового мастера (примерно 1м на 1000м погрешность) . Поэтому напишите на каких глубинах по стволу у вас 5 м получается.
Если у вас такие расхождения по вертикали то это ошибка замера инклинометра, у шлюмов телесистемы точнее наших ГИС инклинометров. Может прописать к примеру гиродатовский гироскоп)) кто окажется не прав оплатит труды гироскопа.
До 60 гр. пишем на кабеле, затем на трубах. Да транспортную секцию без ГК.
5 м - на глубине 3000-3100 м
Глубины каротажа в процессе бурения (LWD) за истинные обычно не принимаются, если есть нормальный каротаж на кабеле. Если вам Шлюм и на кабеле и LWD пишет, то надо брать глубины каротажа на кабеле. А вот если вы сравниваете LWD с глубинами российского каротажа на кабеле, то вам никто не скажет, насколько можно верить последним. Регулярно встречаются расхождения и больше 5 м
Берите кабель - он точнее и каротажи все не надо двигать, в дальнейшем тоже меньше проблем будет когда все забудут что была привязка. Вроде как каротажники учитывают растяжку кабеля, во всяком случае на глубоких скважинах.
На глубине 3000 на 60 градусах вытяжка кабеля приличная получается. И учесть её не так то просто.
Попросите каротажников писать ГК на "майна" (вниз) на забое. Растяжка в этом случае минимальна. И сравните какое расхождение будет у труб с этой глубиной.
Если за 2-3 раза расхождение уменьшится до приемлимого (1-2м) то посоветуйте делать это каждый раз и привязывать по глубине запись вверх к записи вниз на забое. И тогда дальше можно глубину по трубам привязывать к глубине каротажников.
при записи LWD рассчет глубины, как правило, выполняют учитывая данные трех независимых источников. надежнее всего брать ГК.
Wireline может давать искажения, которые невозможно учитывать; особенно если кабель новый.
Depth shifting to wireline - либо от ленности (прощее "сдвнуть" LWD - меньше работы...), либо от незнания
такой плёвый вопрос.. а общего мнения нет получается? кто то обобщить то может свой непосредственно опыт в этих делах.. а не догадки и "как должно быть" .. как вы с буровиками взаимодействуете? как меру проверяете? потом никогда ни у кого вопросов не возникает?
Достаточно адной таблэтки 50 - 100 метров перед забоем. Только когда на спуске пишешь контролировать надо чтобы прибор не "плыл". Хорошо помогает датчик натяжения на головке. Или прибор для замера сопротивления чтобы видно было что прибор реально спускается.
Вопрос далеко не плёвый. К глубине всегда надо относиться очень серьёзно. Это почти самая главная инфа добываемая из скважины.
В бытность свою полевым инженером всегда писал глубину на спуске перед забоем и никогда проблем с буровиками не испытывал. Они правда со мной иногда испытывали из за своих косяков.
/Что-то глючить стал сайт когда сообщения отправляешь.../
А какие 3 источника ? Насколько я понимаю LWD это всегда мера буровиков. Померить длину можно можно или трубами или кабелем, больше я методов не знаю.
-------
Насчет мерить длинну на спуске кабеля, а работает ли это практически, учитывая что спуск идет на большой скорости да еще в открытом стволе ? Или метод предлагается для случаев в обсаженном стволе, но тогда опять же разрешение ГК может быть недостаточно для хорошей корреляции.
По моему опыту, глубины, определяемые по ГИС на кабеле (забой, башмак колонны, например), обычно используют для уточнения значений, получаемых от буровиков. А не наоборот
В глубинах LWD есть множество источников ошибок, начиная с того, что деформации колонны в скважине значительно сложнее и труднее предсказуемы по сравнению с растяжением кабеля, и заканчивая тем, что изначально данные пишутся в масштабе времени, и лишь потом "привязываются" к глубинам.
Но опять же, всё зависит от того, кто Вам на кабеле пишет. Если отечественные геофизики, то тогда может LWD шлюма и поточнее будет.
Локатор муфт+повторный НКТ и можно с большой уверенностью привязать по глубине существующий ГИС.
LWD это не совсем мера буровиков. Длина каждой свечи определяется по датчику на барабане талевого каната. Но LWDшники частенько темнят и тупо привязывают глубину к мере инструмента. За всем глаз да глаз нужен.
--------------
На спуске перед забоем писать на большой скорости не нужно. Так и прибор можно об забой стукнуть. Просто на обычной скорости записи прибор спускается и пишет. Главное чтбы он реально спускался а не стоял когда кабель движется.
упругие деформации бурового инструмента сопоставимы с таковыми же каротажного кабеля. Даже чуть поменьше будут. Смотря конечно какой кабель. Непредсказуемость их возникает от того что и кабель и буровой инструмент не висят вертикально а лежат на стенке скважины под разными углами. Хотя сейчас у западных компаний есть хорошие програмки чтобы и это прогнозировать и растяжки, сжатия по длине учитывать для коррекции глубины, но нет в мире совершенства.
Данные LWD в реальном времени пишутся по глубине. Это потом когда данные из памяти прибора вытаскивают их уже из домена времени конвертируют в домен глубины, с привязкой к тому что в реальном времени записали. Там ошибок особых при отсутствии откровенного головотяпства не возникает.
К тому времени когда повторный НКТ запишут все глубины и интервалы пластов под перфорацию уже должны быть утверждены. И утверждают их как правило по данным открытого ствола сразу после каротажа (хотя бывает конечно что и первый НКТ пишут только после обсадки). А после утверждения интервалов перфорации поздно Боржом пить менять глубины уже нельзя иначе страшный хаос начнётся.
У геофизиков есть нормы погрешности, 1м., на 1000 метров, допускается, потом уже идёт процесс просто привязки, то есть глубины должны быть при первоначальном ГИС самые верные. Так как, например техническую колонну кондуктор и т.д. Вы проверите по ГИС и в последствии эти глубины сбивать с новыми будет очень сложно, хотя бывали случаи, что при окончательном ГИС их не сколько корректировали. 5 м, это недопустимый результат. Даже сами буровики сверяют и стараются привязать свои замеры по гефизике. И начальник геофизического отряда или геофизик всё равно привязку осуществит по предыдущему ГИС или корректировку. Проверяется позже когда при замере при спуске эк. колонны например у Вас в скважину пару труб не заходят или наоборот, приходится добавлять. J)).
Не знал что они это делают (мерят по талевому канату), надо будет спросить mud loggers/LWD в следующий раз. Учитывая что для глубоких скважин часто делают slip and cut это, наверное, должно быть большим головняком. Я как-то специально интересовался у чемпиона из Шлюмов по wireline по этому поводу wireline vs LWD, по его словам он 100% будет верить больше кабелю ибо там точная первичная мера с барабана и проще учесть растяжку и другие погрешности. Может если поговорить с LWD он тоже самое скажет про свои железяки.
LWD cтавят датчик, считающий обороты лебедки, также как ГТИ, хотя принципы работы у них могут быть разные, датчик выдает число оборотов, его калибруют, так как на лебедке слои талевого каната имеют разный диаметр: ставят муфту в ротор - показания датчика соответствует нулю высоты талевого блока, потом спускают до конца свечу (с верхним приводом) или квадрат - показание датчика соответствует их длине, которая измерена и известна. Посередине, насколько помню, еще замеры делаются - метр берешь у бурильщика и мелом на трубе отмечаешь через несколько метров. Но в России все равно на конец свечи / трубы выставляют глубину по мере труб, а ПО раскидывает получившуюся невязку вдоль этой свечи / трубы, сдвигая точки измерений LWD.
Коллеги, у меня по ГИС вопросы:
1) До какого угла можно на кабеле, после какого на инструменте?
2) На инструменте же целесообразно автономную сборку спускать, потом считать из памяти? Как тогда глубина измеряется?
3) Правильно я понимаю, что автономную сборку крепят в воронке, по достижению нужной глубины кидают шар, он перекрывает перепускное отверстие и сборка выталкивается их воронки и волочится за ней при подъеме?
4) На какой скорости поднимают при записи каротажа?
Про ГИС - это мои предположения, совсем не знаю как на самом деле работает, поэтому спрашиваю.
Спасибо!