0
Сен 13
Добрый день, коллеги!
Подскажите, кто работал с этим модулем - Geosteering?Знаю, что это модуль сопровождения горизонтальных скв. в Petrel. Но вот на какой стадии его лучше использовать, бурения? И как его использовать? Для чего он нужен, оперативная актуализация моделей? Никто случайно не пользовался?
Опубликовано
05 Сен 2013
Активность
12
ответов
8248
просмотров
6
участников
8
Рейтинг
Этот плагин используется на этапе геологического сопровождения бурения горизонтальных скважин (геонавигация). Думаю, что ничто не мешает делать настройку проводки уже пробуренных скважин. Результат можно использовать в структурном моделировании.
Подробнее в ролике http://www.4shared.com/rar/yjGXNWjq/GeosteeringMovie.html
Еще видео по геостирингу в Petrel
http://dropmefiles.com/SmbfI
Кто бы ни делал эти видео - спасибо этому человеку за использование термина Model-Based Geosteering в названии файла.
Этот термин придумала наша компания в далеком 2014м году, и он быстро пошел в народ!
и в чем же здесь ноу-хау?
В объединениении модел бэзд с геостирингом в одно словосочетание??
Где тут новый термин? Ну вы даете...
Геостирингом на базе моделей занимаюсь с далекого 2005-го года, если что, минимум в 4-х компаниях такое проговаривалось при мне задолго до 2014.
Никогда не приходило в голову пиарить это (словосочетание) как некое ноухау.
Давайте поговорим о геостиринге.
Геостиринг на основе моделей, это не тоже самое что и Model-Based геостиринг. Собственно на приложенном выше видео из петреля это видно. Там модели не используются.
Model-Based геостиринг ("Модельный метод геонавигации") - это способ проекции данных опорной скважины вдоль горизонотальной скважины исходя из 2х мерной структурной модели. Это способ геонавигации существующий еще с 80х годов, он считается "классическим" и до сих пор применяется на целом ряде проектов на ближнем востоке/азии/россии.
Более современная технология - Strat-Based geosteering ("Стратиграфический метод геонавигации"), появилась в конце 90х готов и начала активно развиваться последние 10 лет. Работает она немного по-другому - происходит проекция данных горизонтальной скважины на опорную. Каротажи с горизонтальной скажины "вертикализируются". Постепенно этот метод вытесняет Model-Based геостиринг.
Долгое время между инженерами по геонавигации была большая путаница в терминологии. Наша роль здесь весьма скромная - мы ввели в обращение эти термины и теперь многие компании, включая наших конкурентов их используют.
Спасибо за развернутый ответ, теперь понятно, почему вы так считаете и как вы это классифицируете.
Я к тому, что невозможно просто забить за собой некий набоор слов и сказать, что "термин введен мною".
Вот лично я его слышал задолго до, вероятно, в несколько другом контексте, но тем не менее.
Кстати, сами пишете, что способ известен с 80-х. ОК, дальше холиварить не будем %)
Я услышал термин model based correlation от ROGII. До этого работал геонавигатором в двух из четырех ведущих сервисных компаний и там использовался термин synthetic, т.е. на реалтайм натягивались в горизонтальном домене не "модельные", а "синтетические" кривые. Был в ходу жаргонизм "синтетика"
Подкину на вентилятор:
отсюда http://www.searchanddiscovery.com/pdfz/documents/2011/40813mottahedeh/ndx_mottahedeh.pdf.html
обратите внимание на год в копирайте внизу %)
Интересная дискуссия вырисовывается.
GRR, обратите внимание там написано geo-model based geosteering.
Этот как раз другой вид геонавигации основанный на геологических моделях. Rocky, статью которого вы привели как пример, продвигает этот вид геонавигации еще с 90х годов.
нет никакой дискуссии
вы просто присвоили себе некий набор слов как ноу хау, а это не так
всего лишь
Нужно только суть вкурить, которая стоит за словами.
В вышеприведенной статье речь про софт Smart 4D. В данном софте есть и model based (synthetic) и strata based методы корреляции. Но главная их фишка в том, что по всем данным каротажа по набуренным скважинам строится 3D модель, которая уточняется с каждым пробуренным стволом, то есть чем плотнее разбурено месторождение, тем менее интерполированной и более реальной становится 3D модель. "Model based" кривые синтезируются для каждого прямоугольного параллелепипеда, из которых состоит 3D модель.
В Starsteer в каждой геонавигационной интерпретации участвует только одна опорная скважина. В подобных софтах сначала кривая каротажа с опорной скважины приводится к TVD ( или к TST если есть данные по углам и азимутам падения пересеченных границ), а в ходе бурения эта кривая каротажа опортной скважины по вертикали проецируется на бурящийся профиль - таким образом получается синтетическая каротажная кривая по бурящемуся стволу. Такая кривая каротажа опортной скважины по вертикали являет собой типовую колонку данного петрофизического свойства, которая в ходе бурения нового ствола разворачивается из одномерной в двухмерную (vertical section) либо в 2+ мерную (curtain section).
Такой разрез называется геонавигационной моделью. Когда софт или геонавигатор изменяет разрез, то значения типовой колонки соответственно перемещаются по вертикали и соответсвенно меняется синтетическая кривая каротажа. Поэтому коррреляцию каротажа в процессе бурения с соответствующими синтетическими кривыми обозвали model based в противовес strata based...
Smart 4D geo-model based geosteering - это совсем другая песня...
вот такие развернутые объяснения весьма полезны
а казалось бы - просто зацепился за слова ))
а вишь как тему раскрутили, плюсую