Коллеги помогите! Необходимо составить план проведения ГДИС для выявления трещины автоГРП в нагнетательной скважине (предполагается,что она там есть и устьевое давление раскрытия трещины около 50 атм ). Предлагаю провести исследования по многоцикличной стационарной технологии – исследование методом установившихся закачек. КПД не предлагаю, тк зима, риск обмерзания устьевого оборудования. Рекомендую 5 режимов прямого хода, необходимо выбрать диаметры штуцеров. Вот с этим не все понятно. По данной скважине я построила зависимость Dшт от Руст (на графике это синие точки), данные взяла из шахматки за период 2011-2013 гг. (чтобы набрать какую-нибудь статистику и посмотреть какие были штуцера и соотвественно давления в этой скважине), получился большой разброс данных. На данный момент (последние неск. месяцев) скважина работает со штуцером 6 мм и Руст около 150 атм.
Красным цветом построен оценочный график по данным КПД: т.е. 2 пары значений - в работающей и остановленной скважине. Иследование м-дом КПД проведено 01.08.2012 г. dшт=3 мм, Рпл=19 МПа. Первая точка это dшт=0 (скважина стоит) и давление на устье (буферное) = 3,4 МПа, вторая точка - dшт=3мм и избыточное давление на устье около 14 МПа.
Получилось, что оценочная кривая по КПД намного выше чем по фактическим данным (синим цветом). ВОПРОС: по какой кривой выбрать штуцера? и как их лучше выбрать?
Не совсем понятен физический смысл построения графика Руст и размера штуцера. Также не ясен смысл тестирования, зачем вообще проводить исследования если ответ известен - трещина авто-грп. И вообще какая ценность такого теста в зависимости от результата ? (люди же поедут на скважину потратят там целый день и т.д.)
Нужно еще доказать есть там трещина или нет. Кто-то там, где-то там предположил ее наличие и что Руст раскрытия предположительно должно быть в районе 50 атм, а дальше понеслось...Теперь хотят провести исследования, чтобы подтвердить ее наличие и определить давление раскрытия. После этого на скважине хотят проводить ОПР (если не ошибаюсь закачка полимера).
Насчет физического смысла построения графика Руст и размера штуцера, чтобы хоть как то сориентироваться на каких штуцерах работала скважина. Может есть другие способы или пути подбора штуцеров для исследования, буду благодарна за любую информацию и подсказку. Вариант задать режимы по диапазону давлений, а чтобы потом исполнитель работ возился и сам подбирал штуцера под наши давления не устраивает заказчика.
Дополню VIT. Как вы собираетесь увидеть давление раскрытия?
По результатам исследований построить ИД. Попытаться обработать КСД. Еще будет потокометрия после 1го и последнего режима. Других путей нет
Давление раскрытия трещины можно оценить на графике Qзак от Рзаб, там будет не явное значение, а диапазон между Рзаб на режимах при которых начинается рост Кпр.
Я не понимаю, что Вам мешает прогнать на режимах 2-4-6, а там определиться куда двигаться, повешайте устьевой манометр и всё. При малых расходах трение в НТК незначительное и Руст будет повторять Рзаб.
Сам по себе график Dшт Руст не несёт смысловой нагрузки и не приводите его никому!
Кстати, про ГТМ, заливать полимер конечно хорошо, но я бы больше заботился о режиме на котором будет прокачка и потом эксплуатация этой нагнетательной скважины.
Вот Вам пример как делается расчет штуцера в нагнетательной водяной скважине - https://www.mediafire.com/?s42bpwonldf0hff
Наличие трещины уже лучше будет действительно смотреть по кривым нагнетания и падения давления, иногда кривую падения можно обработать как mini-frac analysis. По индикаторной в точке разрыва должен наблюдаться излом прямой.
Штуцера считать хорошо и формулы будут работать, как раз если не будет режима автоГРП.
Автор вроде не собирается делать КПД и морозить скважину, так что КПД не будет, да и не на каждой КПД можно увидить смыкание трещины.
Если нужно понять наличие трещины есть несколько вариантов:
- если штуцер не такой где надо очень долго выкручивать шайбу сделайте двух-ходовку закачка на обычном режиме и потом смените на минимальный штуцер и дебит. По КПД будет понятен какой отрицательный скин, но нужно мерить будет объем закачки по времени так как скважина не закрывается
- можно через индекс продуктивности подойти один день (или больше в зависимости времени выхода на режим) закачивать с одним штуцером потом с другим и посмотреть разницу
- можно как бурильщики делают Leak-off test чтобы посмотреть давление разрыва, самый ненадежный в данном случае
- если на месторождении делали ГРП то вообще париться не надо - возьмите данные оттуда
А причем авто-ГРП к расчету штуцера - пласт в формуле не участвует, простой перепад давления за счет сужающего устройства. У нас есть насосный агрегат с фиксированной подачей и давлением при этой подаче исходя из диаметра штуцера рассчитываем перепад и давление на устье.
Если прозойдет ГРП резко увеличится подача, потому что пласт станет глотать больше соответственно упадет давление нанетания на агрегате и пропорционально упадет устьевое. Сам перепад давления создаваемый штуцером фиксированного диаметра останется неизменным.
Для того чтобы прикинуть давление ГРП и соответственно диапазон рабочих давлений есть множество формул исходя из горного давления, либо можно тупо взять проект бурения скажин на этой площади и высчитать из градиента давления разрыва для заданной глубины.
У тебя чего на каждой ППДовке стоит агрегат который качает только в эту скважину, что не произодёт пераспределении закачки по скважинам на кусте, а то и на несколько кустов.
Спасибо всем!
Конечно этот график никуда приводить не буду, это просто для себя построен,чтобы посмотреть на каких штуцерах работала скважина, тк сказать ее "история"
Насчет прогнать на режимах 2-4-6, а там определиться куда двигаться, не подходит, тк от нас требуют конкретный план проведения исследований, а само исследование будет проводить совершенно другая организация по нашему плану. А штуцера надо выбрать таким образом,чтобы получить ИД в разном диапазоне давлений, т.е. чтобы точки на ИД были равномерно и не сливались в одну точку. Пока выбрала так: dшт= 2; 3; 4; 4,7; 6 мм думаю должно быть достаточно,чтобы охватить весь необходимый диапазон давлений, чтобы увидеть трещину (если конечно она там есть). Большее колличество режимов не могу выбрать тк там проблемы могут быть с поддержанием давления в линии.
Полимер планируют закачивать при Руст=140-150 атм.
По фактическим режимам работы, если штуцер не менялся каждый день, можно вполне построить ИД, если есть значения давления закачки и приемистости.
Для этого:
1. пересчитать устьевое на забойное, не забывая потери на трение
2. построить диаграмму.
Другое дело, что индикаторная, построенная на фактических данных будет достаточно субъективна, так как обычно на скважинах ППД давление и приемистость, к сожалению, мерют для галочки +-50%.