0
Фев 14
По итогам предыдущего поста...
http://www.petroleumengineers.ru/node/8461
А давайте определимся какие предметы необходимы нынешним разработчикам. За основу взят курс повышения квалификации по разработке + отдельные предметы, которые не вошли в курс, но являются базовыми у студентов. Порядок действий: а) скопируйте список; б) напротив каждой цифры поставьте + или – (нужен/не нужен); в) можно добавить комментарий по переименованию, объединение, разъединению предметов; г) если какого-то необходимого предмета нет в списке, то предлагайте.
- Подземная гидромеханика
- Основы разработки нефтяных и газовых месторождений.
- Основы разработки газовых и газоконденсатных залежей
- Разработка нефтяных и газовых месторождений с поддержанием пластового давления.
- Разработка нефтяных и газовых месторождений на природных режимах
- Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений
- Принципы многостадийного проектирования разработки месторождений.
- Анализ разработки нефтяных и газовых месторождений
- Особенности разработки месторождений Западной Сибири.
- Системы разработки нефтяных и газовых месторождений
- Методы увеличения нефтеотдачи.
- Инновационные методы повышения нефтеотдачи
- Особенности добычи нефти и газа из горизонтальных скважин
- Основные методы исследования скважин и пластов
- Анализ гидродинамических исследований скважин.
- Геофизические исследования скважин.
- Основы сейсморазведки. Обработка и интерпретация сейсмических данных
- Гидродинамическое моделирование.
- Моделирование разработки нефтяных и газовых месторождений (в т.ч. горизонтальными скважинами)
- Нетрадиционные газовые залежи
- Экономический анализ нефтегазовых проектов.
- Скважинная добыча нефти.
- Сбор и подготовка скважинной продукции
- Эксплуатация нефтяных и газовых скважин
Опубликовано
11 Фев 2014
Активность
32
ответа
8661
просмотр
21
участник
3
Рейтинг
90% предметов, к своему стыду, не знаю :)
Методы разработки трудноизвлекаемых запасов. (особенности разработки месторождений на поздней стадии разработки).
Законадательная база современного недропользования.
Чисто моё мнение.
Судя по количеству дисциплин век живи век учись.
Я начал с повторения "Векторного Анализа", "Теоретической гидромеханики" и "Уравнений математической физики"
геологические основы разработки или основы геологии нефти и газа сначала
Истину говорите. Процентов 90, если не больше народу споткнётся уже на этом этапе, хотя он - всего лишь теоретический минимум чтобы вообще о чем-то содержательном можно было говорить.
+ Подземная гидромеханика
+ Основы разработки нефтяных и газовых месторождений.
+ Основы разработки газовых и газоконденсатных залежей
+ Разработка нефтяных и газовых месторождений с поддержанием пластового давления.
+ Разработка нефтяных и газовых месторождений на природных режимах
Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений
+ Принципы многостадийного проектирования разработки месторождений.
+ Анализ разработки нефтяных и газовых месторождений
Особенности разработки месторождений Западной Сибири.
+ Системы разработки нефтяных и газовых месторождений
+ Методы увеличения нефтеотдачи.
Инновационные методы повышения нефтеотдачи
Особенности добычи нефти и газа из горизонтальных скважин
+ Основные методы исследования скважин и пластов
+ Анализ гидродинамических исследований скважин.
+ Геофизические исследования скважин.
Основы сейсморазведки. Обработка и интерпретация сейсмических данных
+ Гидродинамическое моделирование.
+ Моделирование разработки нефтяных и газовых месторождений (в т.ч. горизонтальными скважинами)
Нетрадиционные газовые залежи
+ Экономический анализ нефтегазовых проектов.
+ Скважинная добыча нефти.
+ Сбор и подготовка скважинной продукции
+ Эксплуатация нефтяных и газовых скважин
отметил то, что нужно знать обязательно разработчику который непосредственно с фондом работает
тфкп?
Разработка трудноизвлекаемых запасов, наверное, перекликается с "методами повышения нефтеотдачи".
to RomanK.
Всех предметов никто не знает. По половине предметов я даже не представляю кто может их читать, и о чем там рассказывать 8-10 часов.
У разработчиков таких предметов в принципе нет, поэтому я даже не знаю что в них входит. Единственное, что гидравлика и подземная гидромеханика читаются, но это больше общепрофессиональные дисциплины
Геология, промысловая геология, инженерная геология относятся к циклу базовых и общепрофессиональных дисциплин типа истории, математики, физики. Но вот геологические основы разработки вроде не встречал. Хотя в тюмгнгу есть отдельная специальность с таким названием.
to asher
что есть тфкп?
Я бы добавил ещё один пункт, которому, к сожалению, у нас не уделяют должного внимания - "Анализ неопределённостей и рисков" можно применительно к разработке, можно ко всему проекту вцелом.
В одном хорошем советском фильме буфетчик полагал, будто у тигра есть вымя, и через это чуть не выдал себя. В этом смысле знакомство с тфкп нельзя считать бесполезным для нефтяника, и к тому же эти 4 буквы звучат гордо!
Но представить себе соответствующую ситуацию - не могу : )
Да ладно )) Даже нещастная перфорация (кумулятивный заряд) через ТФКП получила своё обоснование, что уж говорить про гидродинамику, физику пласта, в которой она работает на полную катушку.
Терия функций комплексной переменной, т.е. мат.анализ на мнимых числах
А как гидродинакимам объясняют что такое градиент, ротор, дивиргенция? Да и вообще, уравнение движения жидкости в пористой среде это уравнение в частных производных, как вы их решаете без мат физики и численных методов?
Смотрю выпали из расмотрения курсы по строительсву скважин, а ведь профили и конструкции скважин большую роль играют при организации системы разработки, а также требования в области охраны окуржающей среды и обеспечения экологичекой безопасности при пользовании недрами (порой кусты скважин не возможно расположить-везде особые охранные зоны)
Как это нет таких предметов, как же в таком случает разработчик сможет понимать основы моделирования, не зная уравнения мат физики.
В гидромеханике все это и рассматривается.
Стоит пояснить структуру предметов, которые преподаются у студентов направления "Разработка..." Там нет матанализа, дискретной математики, численных методов, комплексных чисел и других интересных предметов. Есть просто математика и просто физика, примерно как у гуманитариев. С другой стороны, да, подземная гидромеханика требует большой физико-математической подготовки. Поэтому когда речь доходит до этого предмета, студенты выпадают в осадок, и в лучшем случае понимают что-то, если им объяснять на пальцах. Вопросы вроде ваших возникают у тех, кто заканчивал бакалавриатуру/специалитет на физмате, а затем шел в профильную магистратуру. И я с этими вопросами согласен, у тех, кто учится на разработке, огромный провал в знаниях математики. Это касается и меня, поэтому приходится осваивать новые знания по необходимости. Например, очень тяжко было писать простенький численный симулятор для диссера, не зная изначально даже численных методов решения диф. уравнений. Но оказалось все не так сложно. И если меня спрашивают стоит ли идти на разработку, я всегда отвечаю "нет, идите лучше отучитесь на математику или физику, потом доучитесь по нужному направлению".
Не хватает одного из БАЗОВЫХ предметов - "Физика нефтяного пласта", еще можно добавить "Механика неньютоновских жидкостей".
Ну и конечно я бы убрал часть ненужных курсов, где-то четврть наверное!!
Дааа, книжки старые Физика пласта были классные! Туда раньше даже флюиды относили. А сейчас как-то всё больше по отдельности...
... И аналитические формулы расчета притока к горизонтальной скважине (в первую очередь, от Джоши) тоже
могу с материалами помочь: в гугле наберите нужную тему, а в конце filetype:ppt
например: field development plan filetype:ppt
это работает и с pdf, doc, xls.
А основы дифов, интегралов - на первых двух курсах любой технической специальности =)
Да, физику пласта забыл написать. А механику неньютоновских жидкостей возможно имеет смысл рассматривать в рамках подземной гидромеханики
По мне этот предмет точно ни к чему. Какие это такие особенности есть в ЗСибири которых нет на других месторождениях по всему миру?
Уникальная сибирская нефть - так некоторые говорят объясняя некондиционные замеры ))
Список мне не нравится. Совсем.
Начиная от многочисленных повторов (в чем разница между 2 и 3? Разве 5 и 10 не является частью 2?); продолжая ошибками ("Особенности добычи нефти и газа из горизонтальных скважин" - нефть и газ добывают, все-таки, не из скважин, а из пласта); заканчивая пропуском огромного количества необходимых знаний (заканчивания, лифты, физика флюидов, геология...)
Умные люди в университетах десятилетиями формируют список учебных курсов для инженеров по разработке месторождений. Учатся на своих ошибках, экспериментируют. Не использовать их опыт было бы неправильно.
Почему бы не начать со списков предметов/курсов (все-таки "курс" мне кажется более правильным названием) из 3-5 университетов? Включая иностранные. Полагаю, что в сумме получится довольно полный список, из которого можно вычеркивать, по вашему мнению, ненужное.
И вообще, зачем этот список нужен?
Полностью согласен с panchik.
Список сильно перегружен, много повторов.... Вы попытались впихнуть все в один сосуд. Люди годами это изучают, а сделав из этого еще один курс на 3-5 дней чего Вы добьетесь. Вы не будете отличаться от других. Такие курсы с разными вариациями сейчас проводят все кому не лень. Какова Ваша основная идея? Сделать программу и внедрить ее в ВУЗы или быть независимым лектором и читать по приглашению?
Я прекрасно понимаю, что критиковать легко. Но выбранная тематика слишком обширная. На сегодняшний день разработка месторождения это сосредоточение множества наук. Я бы посоветовал Вам начать с какой-то специализированной темы, например нетрадиционные запасы или высоковязкие нефти.
Насчет списка и наездов) Список придумал не я, это реально действующая учебная программа, которые (внимание цитата!) "умные люди в университетах десятилетиями формируют ". И да, я вижу, что тут много повторов и ереси. Умные люди в университете могут сделать пять названий у одного и того же предмета, который вообще не понятно кто может вести. Но с другой стороны, можно всегда предложить свои улучшения, авось люди и прислушаются. Насчет обширности тематики и необходимости заузиться. Все правильно, я просто двигаюсь от общего к частному. Просто хотелось посмотреть, какие предметы более востребованы, поэтому выложил как есть без каких-то редактирований. Потом возьму, перечитаю форум, другие программы, сделаю апдейт с более логичным списком. Тогда и поговорим о частностях. Насчет вопросов об идее и цели, просто хочется немного навести порядок даже там, где об этом не просят. А лекции в принципе и так читаю время от времени.
Основываться на программе курса повышения квалификации принципиальная ошибка, программы этих курсов по умолчанию подразумевают, что слушатели имеют базовое высшее техническое образование и оно по специализациям, как минимум, нефтегазового профиля.
Базовая подготовка специалистов (не "с боку лавров") должна быть хотя бы такой, как учили инженеров.
Вот чему учили меня (привожу дисциплины естественно-научного и технического профиля): из вкладки к диплому
1. Высшая математика (5 семестров включая уравнения математической физики)
2. Физик (4 семестра)
3. Химия (2 семестра)
4. Физическая коллоидная химия.
5. Начертательная геометрия
6. Черчение
7. Теоретическая механика (2 семестра)
8. Геология (общая и историческая)
9. Сопротивление материалов (2 семестра)
10. Геодезия
11. Промысловая геофизика (2 семестра)
12. Теория механизмов и машин
13. Детали машин
14. Электротехника и электрооборудование
15. Термодинамика и тепловые двигатели.
16. Гидравлика общая
17. Подземная газогидродинамика.
18. Материаловедение и борьба с коррозией.
19. Геология нефти и газа
20. Промысловая геология и гидрогеология
21. Гидромашины и компрессоры.
22. Основы автоматики и автоматизация технологических процессов.
23. Охрана труда.
24. Экономика промышленности.
25. Организация и планирование производства
26. Физика пласта
27. Петрография
28. Основы промышленной электроники.
29. Вычмслительная математика и вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах.
30. Бурение нефтяных и газовых скважин (2 семестра).
31. Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений.
32. Теория разработки залежей природного газа и газоконденсатных залежей.
33. Добыча, транспорт и подземное хранение газа.
34. Газонефтепромысловые машины и механизмы.
35. Физические методы переработки природных газов.
36. Основы трудового законодательства.
37. Гражданская оборона.
Кроме того, факультативно читались два курса: а) Программирование; б) Основы эксплуатации технических систем.
Прошу прощения сейчас больше нет времени для пояснений... напишу позже.
Да, чуть не пропустил, еще был 2 семестра предмет: "Техника и технология добычи нефти"
Итого получилось 38 предметов для изучения, не 24 конечно, как автора, Ивана С., но это вместе с абсолютно необходимыми естественно-научными: математикой, физикой, химией, гидравликой, термодинамикой, экономикой и прочими охранами труда.
Причем повторов нет никаких, и все специфические "хотелки", типа:
"Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений
Принципы многостадийного проектирования разработки месторождений.
Анализ разработки нефтяных и газовых месторождений
Особенности разработки месторождений Западной Сибири.
Системы разработки нефтяных и газовых месторождений
Методы увеличения нефтеотдачи.
Инновационные методы повышения нефтеотдачи
Особенности добычи нефти и газа из горизонтальных скважин"
и им подобных, вполне могут входить внутрь учебных программ приведенных в моём списке, изучаемых разработчиками предметов/дисциплин.
А обсуждать необходимо порядок (последовательность) изучения и само содержание учебных программ и планов.
А то слишком часто приходится читать курс добычи студентам, которым еще не читали ни Физику пласта. ни подземную газогидродинамику...
Спасибо за внимание.
Не всякая программа сформирована умными людьми. Составителя упомянутой программы больше к этой работе допускать нельзя.
Если хотите, чтобы кто-то другой сделал работу (помог с составлением списка курсов), то было бы полезно составить ТЗ: кто будет изучать; кого хотим получить; срок обучения; ...
Если идти путем, что предлагает panchik, то будет так:
1) Геология
2) Разработка
3) Техника/технология + обустройство
В универах обучают чистый лист. Курсы для продвинутых на узкие конкретные темы. В том числе и разработку горизонтами, на естественном режиме и т.д.
Смотря где преподавать хотите, как курсы или стундентов обучать. Я уже запутался, кто что здесь хочет =))
Нынешним разработчикам необходимы знания как в геологии, так и в физике пласта, так и в математике, так и технике и технологии добычи и транспортировки, так и в разработке, так и многих других