
0
Янв 10
Так уж получилось, что преподаю в нефтегазе. Хочется составить нормальный курс лекций для себя по предмету "Геология и разработка месторождений нефти и газа Западной Сибири". Высказывайтесь, какие темы вы считаете более всего актуальными на сегодняшний день.
Опубликовано
18 Янв 2010
Активность
23
ответа
7295
просмотров
12
участников
0
Рейтинг
Одна из проблемных тем в Западной Сибири - трудность интерпретации параметров пластовых флюидов, что связано с близостью пластового давления и давления насыщения пластовых газов.
Не только в З.Сибири а вообще во многих местах и часто - исследование флюидов является проблемным местом.
Может я ошибаюсь, но мне кажется интерпретация параметров пластовых флюидов не имеет прямого отношения ни к геологии, ни к разработке
Студентам стоит рассказать о геологии ЗС по комплксам, просто доступно и наглядно, что такое неоком, ачимовка, где залегают пласты ПК, а где Ю и какие сейсмокомплексы с ними ассоциированы.
Стоит также рассказать про АВПД, где, какие сложности возникают при бурении и разработке.
Нужно рассказать как применяли ГРП на меторождениях и какие последствия имеем.
Совет! Первые лекции посвяти самым азам! Потому что данные студенты не знают ничего!
На вопрос - "Что такое депрессия?" 80% начинают рассказывать про психологическое состояние души...
И лучшего пособия, чем книжки Гавуры посоветовать не могу... Основы студентам нужно заложить, а про интересные и актуальные тему у тебя просто не хватить времени рассказать... Мало часов дают...
Хо-хо! Вот так ответ!
А зачем вообще нужна геология нефти и газа?!
Не для того ли чтобы получить нефть? А зачем вообще нам нужна геология как таковая и разработка?
Чтобы спрогнозировать, предсказать, подсчитать запасы, привлечь инвестиции и добыть эту нефть.
А что самое главное то во всём этом? Песчаник? Или расчёт программы по добыче нефти на 10 лет вперёд, основанный не на эксперименте, а на математике? Как сказал один диссертант "А это мне машина так насчитала!"
Значит по вашему сама нефть никакого отношения к геологии и разработке не имеет?!
Вот Вы отожгли!!
А написал я вам не про интерпретацию (!), которая является лишь следствием. А про характерные параметры флюидной системы З_Сибири. Про те параметры на которых и строятся все подсчёты запасов и считаются все проекты разработки.
Газосодержание, объёмный коэффициент, коэф. сверхсжимаемости, плотность нефти и др.
Удачи в преподавании!
P.S. соглашусь с верхним замечанием по поводу "студенты вообще ничего не знают и нужно рассказывать азы" )
P.S.S. Интересно было бы узнать также к какому разделу науки нужно отнести "интерпретация параметров пластовых флюидов" - тоже часто проблематичную вещь, выступающей часто как следствие вышеназванной проблемы? Наверно геофизикам, буровикам или экологам... или всё же гидрогеологам? )))
P.S.S.S. Думаю, что любой препод будет рассказывать только то хорошо, в чём он разбирается. Иначе он либо скомкает тему ("сам уже понял, а они еще нет!"), либо отошлёт к учебникам (второе лучше, однако не все студенты читают книги)).
Я не работал с вышеописанными месторождениями, но ВУренгой изучал ))). Поэтому и посоветовал интересную тему
Понять где какая будет порода и какими свойствами будет обладать поможет геология.
А в защиту Западной Сибири могу сказать, что кроме месторождений с давлением насыщения, близким к пластовому, да при этом еще и низкопроницаемым, там есть много "хороших" месторождений с пережатой, или недонасыщенной (кому как больше нравится, не хочу вдаваться в тонкости) нефтью.
Говоря о геологии Западной Сибири, в любом случае надо начинать с тектоники: этапы формирования бассейна и нефтегазогеологическое районирование, напрямую зависящее от структурных элементов плиты (особенно учитывая характерную унаследованность структур чехла от фундамента). Собственно от этого уже идет районирование по другим критериям. Также, с этапами формирования нужно увязать и развитие основных этажей нефтегазоностности - юрский (нижне-средне и верхне-), неокомский, апт-сеноманский и отдельно палеозой.
К слову сказать, "характерные параметры флюидной системы З_Сибири" у нас в университете преподавались в рамках отдельного курса "Гидрогеология". Я бы разделил курс на дву части, одна о геологии, другая о разработке, с учетом особенностей геологического строения. И о флюидах с давлениями, конечно, во второй части.
каждый считает, что его область работы самая важная. Пластовые флюиды можно оставить Физике пласта. По разработке можно рассказать о выборе системы разработки и расчетах показателей. Часто получается, что от пластовых флюидов сразу переходят к насосам минуя разработку. Можно рассказать о проектах разработки месторождений З.Сибири: что предлагалось и что получилось.
а для каких специальностей будете читать лекции?
если для геологов, то надо больше уклон делать на геологию и применения знаний геологии в разработке
а если для разработчиков, то уклон на разработку
Просто есть в геологии бассейнов "печка, от которой надо плясать". В разработке, думаю, тоже.
Нужно формировать общее представление, скелет, в который потом уже можно помещать в том числе и флюиды.
А я не считаю что флюиды это что-то такое сверхъестественное и ужасно сложное, доступное немногим жрецам
Всё вышеперечисленное в этой теме (и тектоника, и геология и другое) является важным для специализации "Геология и Разработка месторождений" - она вобрала в себя все направления (!). И флюид занимает здесь важную роль. Как я писал выше - всё делается ради флюида.
А умение просто изложить сложные процессы - это уже зависит от способностей преподавателя. Если он хорошо разбирается в вопросе, то он сможет и на пальцах рассказать, в том числе и о флюидах!
Вот так надо! И всем будет ясно, а специфику можно и на производстве освоить.
Например возьмите шампанское - тут тебе и газосодержание, и объёмный коэффициент!
Я, к сожалению не знаю, может кто подскажет, есть такой курс сейчас лекций для студентов в специальности "Разработка..." - "Физика Пласта"? Раньше выпускались книжки с таким названием.
Правильно будет: "Физика пласта" - один из разделов специализации "Разработка месторождений нефти и газа".
А уж куда только не суют - и в гидрогеологию, и в геохимию, и в хрен знает куда...
Присоединяюсь к такому суждению
Потому как все измеряемые величины можно практически пощупать в лаборатории, не так много абстрактного (если не лезть в ящик Пандоры - УС
Для геологии все же важно воображение как для музыканта слух, что может быть не дано изначально :-)
Тем не менее, геология и физика (будь то флюидов или чего-то еще) - обе вещи фундаментальные, а разработка - это не наука, это воплощение.
Даже само слово обозначает процесс! А не фундамент.
"Скелет" на третьем курсе "формировать" поздно, надо уже основательнее подходить к специализации.
Гораздо глупее лепить всё что видишь в один курс. Вы можете в двух словах рассказать, что такое разработка месторождения двадцатилетним детям? Вы вообще можете сказать что такое разработка месторождения? У вас написано что это "флюидо-насосо-ППД-карбонаты-терригенные-горизонты-долбить не долбить-пятиточка семиточка", после вас студенты выходили бы с опухшей бестолковой головой. Каждый раздел имеет свою дисциплину, образование должно быть комплексным. Хотя конечно я такого не видел.
По части "разработка" необходимо дать представление о разработке нефтяных месторождений, способы расчета вариантов разработки. Пока не понимаешь цифр, не сделаешь что-то руками все бесполезно.
Иван С.,http://hw.tpu.ru/master-programs/education/REM/index.html .
, то самое главное, ИМХО, заложить основы теории и практики по различным расчетам в различных дисциплинах, таким образом, чтобы было понимание основ. Курс, наверное, должен быть похож на книгу "The Practice of Reservoir Engineering" Дейка, которая читается легко и свободно. А кому потом будет надо, то до деталей он (она) докопается сам.
есть предложение построить курс так, чтобы он был похож на ХВ'шный курс, как, например показано на страничке сайта института ХВ:
Так как Западная Сибирь большая
А проблематику Западной Сибири, я думаю, вы и так хорошо знаете, так как у вас под боком господин Телков, а он по этому поводу знает очень много.
JSBI +1
советов то надовали...
никто даже не поинтересовался, кому читают геологам или разработчикам?
П.С. вспоминая себя на 3 курсе геологии... если бы у меня был предмет "геология и разработка Западной Сибири" и там начали рассказывать особенности подборов насоса, как здесь предлогают (когда слово насос ассоциируется исключетельно с велосипедом и мячиком), я бы конечно сделал вид что чо то понимаю... но...
))
тоже самое про свойства флюидов, пусть это даже охеренномегаважно, но на это должен быть отдельный предмет, и не надо валить все в кучу
Гораздо глупее ...
всё. поползли разборки кто умнее и у кого длиннее...
Друзья, предлагаю мериться зарплатами, в связи с универсальностью данного предмета для всех полов
Правда в этом случае будут ущемлены преподаватели и сотрудники НИИ в связи с низкими коэффициентами и отсутствием полного соцпакета в лице 1 (одной) загранпоездки в год на канарские острова )))
Все умные, чего уж там.
Ну тогда да, незачем рассказывать о развитии бассейна.. Просто "разработка с учетом особенностей".. Я бы курс как-нибудь так и назвал.