0
Янв 10
Так уж получилось, что преподаю в нефтегазе. Хочется составить нормальный курс лекций для себя по предмету "Геология и разработка месторождений нефти и газа Западной Сибири". Высказывайтесь, какие темы вы считаете более всего актуальными на сегодняшний день.
Опубликовано
18 Янв 2010
Активность
23
ответа
7192
просмотра
12
участников
0
Рейтинг
Одна из проблемных тем в Западной Сибири - трудность интерпретации параметров пластовых флюидов, что связано с близостью пластового давления и давления насыщения пластовых газов.
Не только в З.Сибири а вообще во многих местах и часто - исследование флюидов является проблемным местом.
Может я ошибаюсь, но мне кажется интерпретация параметров пластовых флюидов не имеет прямого отношения ни к геологии, ни к разработке
Студентам стоит рассказать о геологии ЗС по комплксам, просто доступно и наглядно, что такое неоком, ачимовка, где залегают пласты ПК, а где Ю и какие сейсмокомплексы с ними ассоциированы.
Стоит также рассказать про АВПД, где, какие сложности возникают при бурении и разработке.
Нужно рассказать как применяли ГРП на меторождениях и какие последствия имеем.
Совет! Первые лекции посвяти самым азам! Потому что данные студенты не знают ничего!
На вопрос - "Что такое депрессия?" 80% начинают рассказывать про психологическое состояние души...
И лучшего пособия, чем книжки Гавуры посоветовать не могу... Основы студентам нужно заложить, а про интересные и актуальные тему у тебя просто не хватить времени рассказать... Мало часов дают...
Хо-хо! Вот так ответ!
А зачем вообще нужна геология нефти и газа?!
Не для того ли чтобы получить нефть? А зачем вообще нам нужна геология как таковая и разработка?
Чтобы спрогнозировать, предсказать, подсчитать запасы, привлечь инвестиции и добыть эту нефть.
А что самое главное то во всём этом? Песчаник? Или расчёт программы по добыче нефти на 10 лет вперёд, основанный не на эксперименте, а на математике? Как сказал один диссертант "А это мне машина так насчитала!"
Значит по вашему сама нефть никакого отношения к геологии и разработке не имеет?!
Вот Вы отожгли!!
А написал я вам не про интерпретацию (!), которая является лишь следствием. А про характерные параметры флюидной системы З_Сибири. Про те параметры на которых и строятся все подсчёты запасов и считаются все проекты разработки.
Газосодержание, объёмный коэффициент, коэф. сверхсжимаемости, плотность нефти и др.
Удачи в преподавании!
P.S. соглашусь с верхним замечанием по поводу "студенты вообще ничего не знают и нужно рассказывать азы" )
P.S.S. Интересно было бы узнать также к какому разделу науки нужно отнести "интерпретация параметров пластовых флюидов" - тоже часто проблематичную вещь, выступающей часто как следствие вышеназванной проблемы? Наверно геофизикам, буровикам или экологам... или всё же гидрогеологам? )))
P.S.S.S. Думаю, что любой препод будет рассказывать только то хорошо, в чём он разбирается. Иначе он либо скомкает тему ("сам уже понял, а они еще нет!"), либо отошлёт к учебникам (второе лучше, однако не все студенты читают книги)).
Я не работал с вышеописанными месторождениями, но ВУренгой изучал ))). Поэтому и посоветовал интересную тему
Понять где какая будет порода и какими свойствами будет обладать поможет геология.
А в защиту Западной Сибири могу сказать, что кроме месторождений с давлением насыщения, близким к пластовому, да при этом еще и низкопроницаемым, там есть много "хороших" месторождений с пережатой, или недонасыщенной (кому как больше нравится, не хочу вдаваться в тонкости) нефтью.
Говоря о геологии Западной Сибири, в любом случае надо начинать с тектоники: этапы формирования бассейна и нефтегазогеологическое районирование, напрямую зависящее от структурных элементов плиты (особенно учитывая характерную унаследованность структур чехла от фундамента). Собственно от этого уже идет районирование по другим критериям. Также, с этапами формирования нужно увязать и развитие основных этажей нефтегазоностности - юрский (нижне-средне и верхне-), неокомский, апт-сеноманский и отдельно палеозой.
К слову сказать, "характерные параметры флюидной системы З_Сибири" у нас в университете преподавались в рамках отдельного курса "Гидрогеология". Я бы разделил курс на дву части, одна о геологии, другая о разработке, с учетом особенностей геологического строения. И о флюидах с давлениями, конечно, во второй части.
каждый считает, что его область работы самая важная. Пластовые флюиды можно оставить Физике пласта. По разработке можно рассказать о выборе системы разработки и расчетах показателей. Часто получается, что от пластовых флюидов сразу переходят к насосам минуя разработку. Можно рассказать о проектах разработки месторождений З.Сибири: что предлагалось и что получилось.
а для каких специальностей будете читать лекции?
если для геологов, то надо больше уклон делать на геологию и применения знаний геологии в разработке
а если для разработчиков, то уклон на разработку
Просто есть в геологии бассейнов "печка, от которой надо плясать". В разработке, думаю, тоже.
Нужно формировать общее представление, скелет, в который потом уже можно помещать в том числе и флюиды.
А я не считаю что флюиды это что-то такое сверхъестественное и ужасно сложное, доступное немногим жрецам и поэтому это НЕ надо давать студентам.
Всё вышеперечисленное в этой теме (и тектоника, и геология и другое) является важным для специализации "Геология и Разработка месторождений" - она вобрала в себя все направления (!). И флюид занимает здесь важную роль. Как я писал выше - всё делается ради флюида.
А умение просто изложить сложные процессы - это уже зависит от способностей преподавателя. Если он хорошо разбирается в вопросе, то он сможет и на пальцах рассказать, в том числе и о флюидах!
Например возьмите шампанское - тут тебе и газосодержание, и объёмный коэффициент! Вот так надо! И всем будет ясно, а специфику можно и на производстве освоить.
Я, к сожалению не знаю, может кто подскажет, есть такой курс сейчас лекций для студентов в специальности "Разработка..." - "Физика Пласта"? Раньше выпускались книжки с таким названием.
Правильно будет: "Физика пласта" - один из разделов специализации "Разработка месторождений нефти и газа".
А уж куда только не суют - и в гидрогеологию, и в геохимию, и в хрен знает куда...
Присоединяюсь к такому суждению
Потому как все измеряемые величины можно практически пощупать в лаборатории, не так много абстрактного (если не лезть в ящик Пандоры - УС )
Для геологии все же важно воображение как для музыканта слух, что может быть не дано изначально :-)
Тем не менее, геология и физика (будь то флюидов или чего-то еще) - обе вещи фундаментальные, а разработка - это не наука, это воплощение.
Даже само слово обозначает процесс! А не фундамент.
"Скелет" на третьем курсе "формировать" поздно, надо уже основательнее подходить к специализации.
Гораздо глупее лепить всё что видишь в один курс. Вы можете в двух словах рассказать, что такое разработка месторождения двадцатилетним детям? Вы вообще можете сказать что такое разработка месторождения? У вас написано что это "флюидо-насосо-ППД-карбонаты-терригенные-горизонты-долбить не долбить-пятиточка семиточка", после вас студенты выходили бы с опухшей бестолковой головой. Каждый раздел имеет свою дисциплину, образование должно быть комплексным. Хотя конечно я такого не видел.
По части "разработка" необходимо дать представление о разработке нефтяных месторождений, способы расчета вариантов разработки. Пока не понимаешь цифр, не сделаешь что-то руками все бесполезно.
Иван С.,http://hw.tpu.ru/master-programs/education/REM/index.html .
есть предложение построить курс так, чтобы он был похож на ХВ'шный курс, как, например показано на страничке сайта института ХВ:
Так как Западная Сибирь большая , то самое главное, ИМХО, заложить основы теории и практики по различным расчетам в различных дисциплинах, таким образом, чтобы было понимание основ. Курс, наверное, должен быть похож на книгу "The Practice of Reservoir Engineering" Дейка, которая читается легко и свободно. А кому потом будет надо, то до деталей он (она) докопается сам.
А проблематику Западной Сибири, я думаю, вы и так хорошо знаете, так как у вас под боком господин Телков, а он по этому поводу знает очень много.
JSBI +1
советов то надовали... никто даже не поинтересовался, кому читают геологам или разработчикам?
П.С. вспоминая себя на 3 курсе геологии... если бы у меня был предмет "геология и разработка Западной Сибири" и там начали рассказывать особенности подборов насоса, как здесь предлогают (когда слово насос ассоциируется исключетельно с велосипедом и мячиком), я бы конечно сделал вид что чо то понимаю... но... ))
тоже самое про свойства флюидов, пусть это даже охеренномегаважно, но на это должен быть отдельный предмет, и не надо валить все в кучу
Гораздо глупее ...
всё. поползли разборки кто умнее и у кого длиннее...
Друзья, предлагаю мериться зарплатами, в связи с универсальностью данного предмета для всех полов
Правда в этом случае будут ущемлены преподаватели и сотрудники НИИ в связи с низкими коэффициентами и отсутствием полного соцпакета в лице 1 (одной) загранпоездки в год на канарские острова )))
Все умные, чего уж там.
Ну тогда да, незачем рассказывать о развитии бассейна.. Просто "разработка с учетом особенностей".. Я бы курс как-нибудь так и назвал.