0
Янв 14
Столкнулся с таким понятием как fracture corridor. Поговорил с геологами, попытался понять понять происхождения этих корридоров и как увеличить попадания в эти корридоры, но все еще не могу понять. Кто нибудь может объяснить по внятней?
Опубликовано
18 Янв 2014
Активность
25
ответов
6954
просмотра
9
участников
5
Рейтинг
Так понимаю, что это зоны развития трещиноватости
В зависиомсти от условий критерии могут быть разные - близость к разломам, зоны максимальных изгибов пластов и пр.
Вопрос, в трещиноватых карбонатных коллекторах они всегда существуют? Если да то как понять что наткнулся на коридор? Есть ли критерии где не стоит их искать? Ну например если в коллекторе нашел высокую радиоактивность точно не будет так как из за высокой минерализации пластовой воды трещины залечиваются кальцитом или что то в этом роде.
В моем понимании, если трещины имею тектоническое происхождение, то возможно образуются коридоры, а если фациальные то тогда другое дело. Кстати у кого нибудь есть успешный опыт картирования таких коридоров?
Я сталкивался с понятием "Трещинный корридор" в Курдистане. Многочисленные исследования керна большинства карбонатных формаций (не считая рифовых фаций Киркука и высокопористых доломитов Камчуки и некоторых других формаций) показали , что карбонатная матрица практически непроницаема. Пористость также не превышает обычно 3 процентов (не считая глинистых карбонатов). Отличительной чертой керна в этом районе является почти полное отсутствие следов насыщенности УВ в большинстве образцов керна на отметках выше тестированной нефти в пределах одной структуры (не считая нефтематеринских формаций типа Саргелу). Были правда и зоны в которых керн был сильно раздроблен и насыщен нефтью. Опять же нефть находилась в основном на поверхности этих маленьких кусочков пород. Парадокс был в том, что при заканчивании скважин дебиты нефти подчас превышают 10000 барелей с каких нибудь 3-4 метров перфорации! Кончно сразу же появился вопрос- где эта нефть находится, почему на каротаже в большинстве случаев не видно резервуара. А главное -сколько же этой нефти! Ответ напрашивался сам по себе - это трещинный резервуар. Однако микротрещин, которые обычно ожидают в таких случаях обнаружено не было. Все исследования шлифов показали пркатически полное отсутствие открытых микротрещин. Да, в некоторых зонах они присутствовали и были насыщены УВ, но в большинстве шлифов они были зацементированы вторичными минералами. Интересно, что в тех случаях, когда удавалось увидеть насыщенную УВ трещину, матрица , с ее малой пористостью, как правило оставалась не насыщенной.
Тогда появились мысли о зонах повышенной трещенноватости , где может содержаться нефть, так называемых трещинных корридорах. Практически все компании работающие в этом районе испытывают проблемы с описанием и моделированием резервуара -трещинных коридоров. Главные вопросы - каков объем трещин , насыщенна ли матрица и есть ли связь матрицы с трещинами.
Взать керн из трещиноватых практически невозможно, все разваливается на мекие кусочки. FMI не дает каких либо вразумительных резельтатов. Стандартные виды каротажа не работают в таких трещиннованых зонах. Сейсмика в горах (плохие поверхностные условия) и в условиях почти вертикальных пласов также плохо работает -не видно ни продолжительных горизонтов, ни трещинных зон. Об аттрибутах и мечтать не приходится.
То есть большинство специалистов не сомневаеся - трещинные корридоры - это основной резервуар для нефти в ряде формаций в этом районе, однако количественно описать с большой долей вероятности пока не получается. Присутствующие на поверхности трещинные коридоы хорошо видны - однако насколько они изменены под поверхностью - трудно сказать. Ведь на поверхности они изменены за счет изменения горного давления при поднятии и влияния атмосферных условий. Добычи нефти пока практически нет (за исключением переодической добычи на двух месторождениях) , так что продакшен данные пока не могут подтвериить предложенные идеи.
Выделять , интерпретировать такие зоны сложно. Да, на каротаже есть косвенные индикаторы трещинных зон - типа расхождение в показаниях соника и денсити, расширение ствола скважины, пониженное сопротивление и т.д. Однако надо использовать все имеющиеся материалы включая не только каротаж, но и керн, FMI, замеры наклона пластов, MDT, параметры бурения, описания образцов шлама и т.д. Хорошим подтверждением наличия трещинных коридоров могут служить данные гидропослушивания между скважинами. Я знаю примеры когда скважины находящиеся на расстоянии в несколько километров "видели" друг в друга за нескольуо часов и расчетная проницаемость был тысячи дарси!
О картировании - все очень сложно и долго. Специалистов в этом сегменте в мире считанные еденицы. Важно понять как это все образовалось и где закономерности. В Курдистане сложная историческая геология, сложное распределение фаций и несколько этапов тектонической активности. Одни стрессы накладывались на другие, месторождения были переформированы - в общем полная каша. Сделать что то приемлемое в этих условиях стоит огромных денег, если вы найдете людей способных это сделать.
Так что универсальных методов нет. Если вы на стадии поиска - изучаете геологию, в том числе и поверхностную. Если вы менеджер - закладывайте с смету максимум исследований, что то да сработает. Не рекомендовал бы строить модели в Петреле или играть с гидродинамикой, пока вы не поймете геологию. Структурные построения и детальные исследования резервуара - это самое важное для работы с трещинными корридорами.
Expat, очень полезная информация, спасибо.
Я встречал в основном рифовые постройки и корридоры в основном делали там где рельеф изменялся (изгибы).
Я все же думаю, что трещинные коридоры могут в основном образовываться под влиянием тектонических процессов. Литологические трещины как правило (из моего опыта) не значительны , хотя могут быть и широко распрастранены. Когда говорят о корридорах, то подразмевают обычно линейные области с небольшой широиной. Такая геометрия обычно не связана ни с осадконакоплением, ни с диагенезом.
По карбонатам Казахстана могу сказать я встречал зоны развития трещенноватости на ряде месторождений. Например на месторождении Алибекмола, которое отделено от соседних структур мощными разломными системами. Большие зоны трещенноватости есть и на сочленении Прикаспийской впадины и Предуральского прогиба. Недавно видел хороший разлом на каротаже в этом районе окруженный зонами трещенноватости, правда это было в премских кластических породах.
По книгам могу порекомендовать Рональда Нелсона, Райса и конечно же Агулеру. Читать эти книги интересно, однако я для себя не нашел в них конкретных ответов на мои вопросы.
По Алибекмоле какую работу делали? Сейчас связан с ней.
Занимался работами, связанными с продажей месторождения компаний Нелсон Ресоурсес. Вообще изучал материалы по этому месторождению с 2000 по 2004 годы
Я термин коридор трещин слышал при упоминании системы субвертиканых трещин простирающихся на достаточно большие растояния, иногда в пределах всего месторождения. Возникновение связано с разломами.
Могут быть субвертикальные, могут быть под углом, все зависит от конкретной тектонической обстановки и свойств пород. Проблема с субвертикальными корридорами в том, что их трудно поймать в вертикальных скважинах.
Кстати говоря, в своей модели мы их пытаемся замоделировать. Прямых данных подтвержающих наличе коридорой нет. Есть 4Д сейсмика, трассеры и результаты PLT, показывающих прорывы воды. Все это вдоль больших разломов.
Я бы не стал пытаться попадать в трещиные зоны вертикальными скважинами, особенно если речь идет о коридорах.
Практически всегда вдоль разлома есть так называемая зона дробления, причем это справедливо не только для хрупких пород, но даже для глин. По таким зонам дробления нефть может мигрировать в ниже- и вышележащие пласты, "подпитывать" скважины. Поэтому бывает две скажины: одна работает с огромным дебитом, вторая рядом сухая. Такие зоны трещиноватости, как уже выше написали очень трудно картировать, интерпретировать и тем более прогнозировать. Сейчас все больше контор (наша в том числе) этим занимается.
Не всегда открытая трещиноватость означает огромный дебит. Надо еще и бурить и вскрывать области трещиноватости грамотно. При цементировании скважины области трещиноватости можно зацементировать наглухо, потом никакая перфорация не пробьет. Испытания в процессе более показательны, но и тут можно раствором задавить эти зоны.
Вы же сами пишите "Тоже бурили с надеждой что возле разлома будет высокая трещиноватость, а нет FMI показывает открытые трещины а притока кот наплакал."
Трещиноватость есть, а дебита нет!
Керн из участков интенсивной терщиноватости тяжело извлечь, обычно это гора обломков. FMI согласен, не панацея, нужна комплексная оценка всех ГИС. Есть много примеров когда по FMI нет трещиноватости, но скважина дает большие дебиты, характерные для трещинного коллектора.
Еще один момент (пример из практики), касательно раствора: при бурении происходило поглощение раствора в одном интервале - это важный признак наличия трещиноватости. Затем при испытании скважины в этом интервале "сухо". Как такое может быть?
У меня только одно объяснение - раствор попал в пласт и открытая трещиноватость забилась (это так на обывательском языке, а так можно целую теорию привести для объяснения этого явления)
Всетаки я за прагматичный подход. Интересуют продуктивные трещины. Трещины которые открытые но не дают продукцию имеет мало интереса. Брать то что работает и обосновывать на не опревежимых фактах, в ином случае можно придумать хоть какую теорию (пусть даже очень правдоподобную). Пологаться на авось думаю не очень продуктивно. У модельеров есть интересный подход называется дизайн эксперимента для выявления закономерностей. Думаю этот подход самый подходящий для выявления закономерностей в коллекторе/трещин.
Мне кажется тут все смешали в одну тему. Вопрос был о корридорах трещенноватости, а разговор идет о всех видах трещин и раломов.
Трещинный корридор в моем понимании это экстремальный случай развития зон трещенноватости. Большой емкости корридоры как правило существуют в районах с недавней (по геологическому времени) тектонической активацией. Если открытые трещины образовались скажем в меловое время, то сегодня они гарантировано будут заполнены вторичными минералами. Зон с активной тектоникой в осадочных бассейнах в мире не так уж много - это опять же районы прилегающие к зонам современных гор и остравных дуг. В более менее стабильных бассейнах, типа Западно-сибирского, значительных трещинных корридоров как правило не образуется. Есть там конечно же разломы, есть трещенноватость, но размах этих явлений несколько другого масштаба. Даже в районах с широко развитыми многочисленными разломными системами типа дельты реки Нигер, где большинство месторождений связано в той или иной степени с разломами, трещинных корридоров не было обнаружено. Правда там более молодые терригенные породы и это может быть не лучший пример. Но в любом случае по-моим наблюдением трещинные корридоры в основном развиты в тектонически активных бассейнах и преимущественно в карбонатных породах.
Если же говорить о развитии зон трещенноватости связанных с разломами, то опять же в общем говорить очень сложно всвязи с тем, что в каждом конкретном случае будут свои особенности. При структурном анализе как правило определяют возраст разлома(чем моложе, тем больше вероятность сохранения открытых трещин), его смещение (чем больше, тем как правило больше зон трещиноватости может образоваться), режим разлома (расширение, компрессия или сдвиг), джакстапозишен (не знаю русского термина - то есть какие породы в одном крыле стоят напротив других пород в другом крыле) , геометрия разлома и его сложнось и другие особенности.
Часто вообще трещенноватьсть не связана с разломами , а связана с изгибом структуры, или изменением структурного плана в процессе диференциального уплотнения пород и т. д. А если район пережил несколько структурных деформаций, то системы трещин могут вообще быть связаны с прошлым структурным планом района. Те изгибы структур , которые образовали эти трещины , уже не существуют в современном структурном плане. Попробуйте в такм случае найти закономерности распределения трещин!
Может там вода или битум ? В том же Курдистане когда сильная трещиноватость ее ничем не забьешь. Если есть большие поглощения (кроме случаев разрыва) обычно это признак очень сильной трещиноватости, многие скажины с трещинами бурятся вообще без поглощений.
Отсутствие притока при испытании пласта, отметившегося поглощением при бурении явление нередкое, и может быть объяснено техногенными причинами, среди которых: величина репрессии и способ вторичного вскрытия (в т.ч.,-интенсификации) пласта.
В Якутии при бурении по осинскому горизонту при достижении разуплотненной приразломной зоны фиксируется заметное поглощение раствора (до полного ухода). Есть случаи остановки углубления скважины, а при испытании приток - 0. И только после неоднократных СКО - выход на фонтан.